Об оплате труда в условиях нерабочей недели
Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» в период с 30 марта по 3 апреля 2020 года установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Указ Президента Российской Федерации об установлении нерабочих дней в период с 30 марта по 3 апреля 2020 не распространяется на работников:
- непрерывно действующих организаций;
- медицинских и аптечных организаций;
- организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости;
- организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения;
- организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.
То есть, ряд предприятий продолжают и будут продолжать работу, поскольку от работы этих предприятий зависит жизнеобеспечение. И встает вполне логичный вопрос: каким образом производить оплату труда сотрудников таких предприятий?
Отметим, что в некоторых случаях Трудовой кодекс РФ действительно предусматривает повышенную оплату труда работников, но только при работе в выходные или нерабочие праздничные дни. Распространяются ли эти правила на работников предприятий, которые будут работать в период с 30 марта по 3 апреля 2020 года?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить статус нерабочих дней.
Выходные дни – это свободные от работы дни, которые предоставляются работнику для еженедельного непрерывного отдыха в соответствии с пунктом 5 статьи 37 Конституции РФ.
Нерабочие праздничные дни – это свободные от работы дни, установленные законодательством для всех работников независимо от организационно-правовой формы организации-работодателя. Перечень нерабочих праздничных дней установлен статьей 112 ТК РФ.
Установленные же Указом нерабочие дни нельзя отнести ни к выходным, ни к нерабочим праздничным дням, это является одной из мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статья 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в ред. от 03.07.2019) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в ред. от 03.07.2019) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия – организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (в ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (в ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Основные требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний нормативно закреплены в санитарно-эпидемиологических правилах.
В соответствии с пунктом 2.7 «СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 № 65, в случае опасности распространения инфекционных болезней в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации на территории Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации, в городских и сельских населенных пунктах, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности вводятся меры, предусматривающие особые условия и режимы хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (карантин).
Приоритет публичных интересов и применение административных методов их защиты в таких случаях обусловлено обеспечением общегосударственных интересов в сферах здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Во всяком случае, применение принудительных мер несовместимо с обеспечением частноправовых потребностей, а ограничения производственной и хозяйственной деятельности сопряжены с частноправовыми имущественными и нематериальными обременениями. Обычной практикой в условиях чрезвычайных ситуаций является применение мер, связанных с ограничением экономических свобод.
Так, Закон г. Москвы от 05.11.1997 № 46 «О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» содержит перечень мер, которые могут быть введены для успешного осуществления работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. В их числе названы изменение режима работы, прекращение или приостановление функционирования предприятий, изменение их производственной деятельности.
Совокупность правовых средств, устанавливающих права и обязанности органов власти, предприятий, организаций, граждан при угрозе возникновения, возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации, образует особый административно-правовой режим.
При возникновении исключительной угрозы для благополучия государства (к которой, без всякого сомнения, относится и сложившаяся ситуация с распространением коронавируса) ординарные средства реагирования должны сменяться неординарными.
Так обстоит дело и в международной практике.
Например, Сиракузские принципы толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах определяют такую угрозу, как:
- касающуюся всего населения и всей или части территории государства и
- угрожающую физической целостности населения, политической независимости или территориальной целостности государства либо существованию или нормальному функционированию институтов, необходимых для обеспечения и защиты политических и гражданских прав.
В решении Европейского суда по правам человека по делу «Лоулесс против Ирландии» понятие явной угрозы для жизни нации определено как положение кризиса или неминуемой исключительной опасности, которая затрагивает население в целом и представляет угрозу для организованной жизни сообщества, формирующего государство. (Case of Lawless v. Ireland (Strasbourg, 1 july 1961)
Таим образом, нерабочие дни в период с 30 апреля по 3 марта 2020 года нельзя отнести ни к выходным, ни к нерабочим праздничным дням, а необходимо квалифицировать в качестве одного из санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Ни одним нормативно-правовым актом не предусмотрена повышенная оплата труда работников предприятий, продолжающих работать в условиях реализации таких мероприятий.
В связи с этим отсутствуют правовые основания для повышенной оплаты труда таких работников. Оплата должна производиться в обычном размере.