Новое в законодательстве

Административные штрафы в период режима «самоизоляции»

Для урегулирования и установления ответственности за нарушение режима самоизоляции и карантина, а также установления ответственности за распространение фейковых новостей о коронавирусе были внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, установленные Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Вышеназванным Федеральным Законом внесены изменения в ст. ст. 6.3 и 20.6.1 КоАП РФ.

КоАП РФ Статья 6.3. «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»

1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 100 до 500 руб.;
  • на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий — влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 15 000 до 40 000 руб.;
  • на должностных лиц — от 50 000 до 150 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 50 000 до 150 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 200 000 до 500 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 150 000 до 300 000 руб.;
  • на должностных лиц — от 300 000 до 500 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

КоАП РФ Статья 20.6.1. «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения»

1. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1 000 до 30 000 руб.;
  • на должностных лиц — от 10 000 до 50 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 300 000 руб.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 15 000 до 50 000 руб.;
  • на должностных лиц — от 300 000 до 500 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 500 000 до одного 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В Кодекс города Москвы об административных правонарушениях также были внесены соответствующие изменения.

Статья 3.18.1. Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях «Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы»

1. Неисполнение требований о временной приостановке проведения мероприятий с очным присутствием граждан, а также работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общественного питания, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий), если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, — влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 30 до 40 тысяч руб.;
  • на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 руб.

2. Невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, — влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере 4 000 рублей.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере 5 000 руб.;
  • на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 руб.

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, с использованием транспортного средства — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5 000 руб.

Исходя из толкования вышеуказанный норм, а также разъяснений, данных депутатами государственной думы Российской Федерации и опубликованных в «Российской Газете» усматривается, что ст. 6.3 КоАП РФ касается не всех нарушивших режим самоизоляции, а ответственность наступает для тех, кто вернулся из неблагополучных в плане распространения вируса стран и нарушил карантин, кто инфицирован и не соблюдает режим.

Для всех остальных граждан, нарушивших режим самоизоляции, ответственность наступает по ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Стоит отметить, что не подлежат административной ответственности граждане, направляющиеся к месту или из места осуществления трудовой деятельности, если организация, входит в перечень организаций, на которую не распространяется Указ Президента Российской Федерации № 239 от 02.04.2020, а также граждане, покинувшие квартиру в целях обращения за экстренной медицинской помощью, для похода в ближайший продовольственный магазин или аптеку, для выгула домашних животных (на расстоянии не более 100 метров от дома) и выноса мусора.

Однако, правоприменительная практика, на данный момент, складывается противоречащим образом, так как в отношении ряда граждан составлялись протоколы об административном правонарушении, именно по ст. 6.3 КоАП РФ.

Предполагаемая инструкция при задержании и привлечении к административной ответственности:

В случае, если Вас остановил полицейский, необходимо попросить его представиться, назвать должность, звание и предъявить служебное удостоверение (если имеется возможность записать эти данные и номер нагрудного знака сотрудника).

Для сотрудника полиции это является не правом, а обязанностью, установленной п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О Полиции».

Установить цель и причину задержания, таковыми могут являться: действия в рамках КоАП РФ, например, получение объяснений или составление протокола об административных правонарушениях.

При наличии возможности воспользоваться видеосъемкой или аудиозаписью общения с сотрудниками (осуществление записи может оградить Вас от неправомерных действий со стороны полицейских, а также возможностью приобщить данный материал в суде к материалам дела в качестве доказательств).

Предъявить паспорт или иной документ удостоверяющий личность, представляется возможным только после того, как сотрудник полиции уточнит причину остановки и разъяснит, что имеется повод и основания для возбуждения в отношении гражданина дела об административном правонарушении.

В случае, если лицо осуществляет трудовую деятельность в организации, на которую не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации № 239 от 02.04.2020 при себе необходимо иметь справку или иной документ, подтверждающий законность нахождения на улице.

Если сотрудниками полиции принято решение о задержании гражданина и доставлении его в ОВД для составления протокола об административном правонарушении, необходимо выяснить, по какой причине он считает невозможным составление протокола на месте выявления правонарушения (ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения).

После доставления гражданина в ОВД, оперативный дежурный обязан установить личность гражданина и зарегистрировать факт доставления в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России.

Данные действия являются важными, так как они фиксируют срок административного задержания, который по общему правилу не может превышать 3 часов (п.п. 8, 8.1, 8.2, 8.3 Приказа МВД России от 30.04.2012 № 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан»).

В отношении задержанного лица обязаны составить протокол о доставлении и протокол об административном задержании.

В этих протоколах необходимо зафиксировать замечания, связанные с отсутствием законных оснований для задержания, превышения трехчасового срока задержания, указания сотрудниками неверного времени доставления, а также иные нарушения со стороны сотрудников, допущенные при задержании.

Важным моментом также является указание в протоколе своего несогласия.

После составляется протокол об административном правонарушении. На сотрудниках полиции лежит обязанность разъяснить права лицу, в отношении которого составляется протокол.

К таким правам относится:

  • пользоваться помощью защитника (ст. 25.1 КоАП РФ);
  • излагать свою позицию произошедшего, давать объяснения (ст. 26.3 КоАП РФ);
  • отказаться от дачи любых объяснений (ст. 51 Конституции РФ);
  • ознакомиться с материалами дела (ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ);
  • вносить свои замечания в протокол (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

После составления протокола об административных правонарушениях необходимо внимательно ознакомиться с ним и внести свои замечания.

Соглашаться или не соглашаться в протоколе административного правонарушения это Ваше право, однако, как показывает практика, оспорить в судебном порядке проще протокол, в котором выражено несогласие.

Необходимо получить копию протокола об административных правонарушениях и до тех пор, пока копия не получена, не стоит ставить отметку о ее получении. В случае непредоставления лицу копий протоколов, об этом обязательно следует написать замечание в их оригинал (подобные замечания являются доказательством нарушения права на защиту).

Рассмотрение дел о нарушениях режима домашней самоизоляции относится к подведомственности районных судов.

Окончательное решение о привлечение лица к ответственности и назначении конкретного наказания будет приниматься в суде. Чтобы правильно сформировать позицию в суде рекомендуется обратиться за квалифицированной юридической помощью.

Практика и правильное толкование новых норм кодекса об административных правонарушениях еще не сформирована, в том числе и в связи с тем, что данные нормы во многом имеют «противоречивый» характер по отношению к действующему законодательству Российской Федерации, а также не получено полных разъяснений, касающихся применения норм.

На практике, за нарушения режима самоизоляции сотрудники полиции составляют протокол об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.3 и ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

Статья 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации».

Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей – влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 000 руб. или административный арест на срок до 15 суток.

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в связи с исполнением им служебных обязанностей или воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей — влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 000 руб. или административный арест на срок до 15 суток.

Статья 19.4 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченного в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль».

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 руб.; на должностных лиц — от 2 000 до 4 000 руб.

Легитимность всех вышеперечисленных норм, а также складывающаяся правоприменительная практика — ставится большинством практикующих юристов и адвокатов под сомнения.

Ответственность же по ст. ст. 19.3 и 19.4 наступает только в том случае, если лицо не предприняло каких-либо действий для устранения правонарушения.

В связи с этим, не смотря на принятые неоднозначные, спорные и противоречащие нормы, во избежание привлечения к ответственности, рекомендовано лицу, задержанному за нарушения режима самоизоляции, подчиниться распоряжению или требованию сотрудника полиции, тем самым, обезопасив себя от привлечения к административной ответственности.

Дайджест

Правовой и налоговый дайджест за май 2023 года

  • 31.05.2023
  • Ознакомиться с важнейшими изменениями в законодательстве за май 2023 года Вы можете здесь.

Дайджест

Правовой и налоговый дайджест за апрель 2023 года

  • 28.04.2023
  • Ознакомиться с важнейшими изменениями в законодательстве за апрель 2023 года Вы можете здесь.

Новое в законодательстве

Основные изменения в налоговое законодательство

1. Основные изменения в часть первую НК РФ

Правила о налогообложении прибыли КИК не будут применяться к прибыли иностранной структуры без образования юрлица, которая является формой осуществления коллективных инвестиций, т.е. в рамках такой конструкции можно не учитывать прибыль, кроме части выплаты КИК дохода участникам.

Налоговых агентов при обнаружении ошибки в расчете хотя бы по одной иностранной организации обяжут сообщать снова о выплатах всем таким иностранным организациям.

Цифровизация не стоит на месте, и НК РФ дополняется положениями по электронному документообороту: развитие использования личных кабинетов, предоставление электронных банковских гарантий, доверенности с усиленной ЭЦП и др.

Физлицо без места жительства и имущества смогут поставить на учет по месту организации – источника дохода (той, которая первая представит сведения сама, либо по сведениям банка). А снять такое физлицо с учета будет возможно, если организацией – источником выплаты в течение 3-х лет не представляются сведения и если физлицо само не подало декларацию.

Сведения в ФНС обяжут представлять: Федеральную палату адвокатов (об изменениях в реестре адвокатов), органы МВД (о выдаче и замене загранпаспортов, изменениях персональных данных), Фонд пенсионного и соцстрахования (об опекунах и попечителях, о недееспособных и ограниченных в дееспособности гражданах, имеющих право на соцподдержку).

В рамках налогового мониторинга налоговики получат право доступа на территорию налогоплательщика, при проверке декларации с НДС к возмещению. Также они смогут проводить осмотры территорий и допросы свидетелей, оставлять без рассмотрения запрос о мотивированном мнении, продлевать срок его рассмотрения и др.

Станет возможным назначение допмероприятий налогового контроля в рамках рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом в случае отмены решения инспекции полностью или в части.

Вводится обязательное досудебное обжалование решений/ действий/бездействий должностных лиц. В отношении, например, взыскания излишне уплаченного налога теперь также нужно соблюсти досудебный порядок.

Такие жалобы, направленные по ТКС или ЛК, могут быть рассмотрены в упрощенном порядке в течение 7 дней, если в жалобе об этом указано. Эти жалобы рассматривает налоговый орган, чей акт, действие/бездействие должностных лиц обжалуется. Итогом может быть лишь отмена акта или решения (или признания незаконными действий/бездействия) и принятие нового решения. В остальных случаях жалоба будет направляться в вышестоящий налоговый орган.

2. Основные изменения в часть вторую НК РФ

НДС

Применять общий порядок возмещения НДС будет возможно в ходе налогового мониторинга.

Уточняются правила освобождения от НДС услуг застройщика. Учитывая наличие спорных ситуаций и неоднозначную позицию самой ФНС, законодатель заменяет термин «услуги застройщика» на «услуги по выполнению функций застройщика», появляется закрытый перечень передаваемых участнику договора объектов, из действия нормы исключаются апартаменты, исключается упоминание об объектах производственного назначения. Еще хотелось бы, чтобы ФНС России прокомментировала какие услуги конкретно она понимает под «услугами застройщика», а какие под понятием «услуги по выполнению функций застройщика». По нашему мнению, такая рокировка не прибавит определенности.

Детализируется понятие международной перевозки. При следовании товара по территории РФ предлагается применять ставку НДС 20%.

Акцизы

Отдельного внимания заслуживает уточнение порядка применения обратного акциза по винограду.

Налог на прибыль

Обратный акциз на виноград включается во внереализационные доходы.

Увеличиваются сроки предоставления документов для освобождения от уплаты авансового платежа по налогу на прибыль.

Перечень прочих расходов дополняется выплатами дистанционным работникам на возмещение расходов на собственное или арендуемое оборудование.

НДФЛ

В части НДФЛ архиважно обратить внимание на дополнение – к доходам от источников в РФ относятся вознаграждения «за работы/услуги/представленные права использования результатов интеллектуальной деятельности (РИД) или средств индивидуализации, если такие работы/услуги права на РИД осуществлены в сети «Интернет» с использованием национальных доменных имён или сетевых адресов в российской национальной доменной зоне и (или) информационных систем, технические средства которых размещены на территории РФ» при соблюдении определенных условий.

Российские компании будут обязаны удержать и уплатить в бюджет НДФЛ по ставке 30% с выплат сотрудникам, утратившим налоговое резидентство РФ. Правда, Минфин разъясняет, что это не касается сотрудников по трудовым договорам. Однако норма сформулирована нечетко и требует уточнений. В большей степени регулирование направлено на увеличение контура доходов, которые могут считаться полученными в России. Например, в отношении блогеров, разработчиков, веб-дизайнеров и многих других лиц включая фрилансеров, которые релоцировались в другую страну более полугода назад и продолжают фактически получать доход от источников в РФ, российская компания-источник должна будет удержать 30% НДФЛ. Опять же, в части НДФЛ ожидаем корректировок от законодателя по вопросу использования российских доменных имен при оказании услуг/выполнения работ/права на РИД.

Спецрежимы

ЕСХН предлагается разрешить применять только тем, у кого доля собственного винограда составляет не менее 70%.

УСН предлагается разрешить применять инвестиционным советникам.

Имущественные налоги

По транспортному налогу предложены нормы в части налогообложения транспортных средств, находящихся в розыске в связи с угоном. Органы внутренних дел обязывают предоставлять в ФНС информацию о транспортных средствах в розыске. Предлагается на основании заявления прекращать исчисление налога с 1-го числа месяца начала розыска до месяца его возврата лицу, на которое это ТС зарегистрировано.

По земельному налогу устанавливаются особенности определения налоговой базы в случаях, когда на участке одновременно расположены объекты жилой и нежилой инфраструктуры, и уточняется формулировка льготы для коренных малочисленных народов Севера. По имущественному налогу расширяется перечень объектов, подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости – это жилые строения и садовые дома, которые законодатель предлагает облагать налогом на имущество вне зависимости от нахождения на приусадебных участках, а список объектов дополняется за счёт многоквартирных и наёмных домов.

Новое в законодательстве

Компания Tax & Legal Management в рейтинге Издательства Коммерсантъ «Лидеры рынка юридических услуг»

Дайджест

Правовой и налоговый дайджест за март 2023 года

  • 31.03.2023
  • Ознакомиться с важнейшими изменениями в законодательстве за март 2023 года Вы можете здесь.