Минтруд заявил о проведении эксперимента по трудоустройству инвалидов
13 мая 2019 года на сайте Минтруда России появилась информация о подготовке пакета законопроектов, направленных на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов. В частности, вносятся изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1996 №1032-1 и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации.
При современной системе квотирования, выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида, а отказ работодателя принять инвалидов на работу в пределах установленной квоты влечет за собой административную ответственность по статье 5.42 КоАП РФ.
При этом действующий механизм не достигает тех целей, на которые он направлен. Работодатели формально соблюдают законные требования, выделяя рабочие места для инвалидов, однако устанавливают на них квалификационные требования, которые подчас невыполнимы даже для человека, у которого нет проблем со здоровьем. Административная же ответственность, пришедшая на смену обязательному внесению в Государственный фонд занятости населения платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах квоты, и вовсе не делает трудоустройство инвалидов легче. Дело в том, что штрафы, установленные КоАП РФ, идут в бюджет и остаются там же.
Согласно действующему законодательству, для компаний с численностью сотрудников свыше 100 человек установлена квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.
С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов, как заявлено в новости на сайте, Минтруд России подготовил законопроект, которого, однако, еще нет в открытом доступе.
В рамках эксперимента в ряде регионов будет введен специальный механизм установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов. В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.
Проектом вводится компенсационная выплата вместо квотирования рабочих мест, которая является по своей сути, возврату к более ранней версии ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида, работодатель сможет направить компенсационные выплаты в специально созданные для этого фонды в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации или региона (если он превышает федеральный).
Также будут внесены дополнения в КоАП РФ за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по выполнению квоты или выплаты компенсации, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.
По словам Минтруда, это позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты. Хотя со стороны это выглядит, как самый что ни на есть «обходной» путь. Исходя из информации, доступной на данный момент, работодатели будут просто «откупаться» от инвалидов. Отсутствие указания на механизм регулирования, последствия отказа или приема инвалида на работу оставляют много вопросов.
Конечно, это в первую очередь, лишь некий «анонс», и требовать от него исчерпывающей информации нельзя, поэтому, мы надеемся, что Минтруд даст в будущем более подробные разъяснения по поводу этого безусловно интересного эксперимента.
Проведение эксперимента запланировано на пять лет – с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.