Новый КоАП – что о нем нужно знать?
Концепция нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подготовлена межведомственной рабочей группой, образованной во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года №631-р.
Концепция представляет из себя тридцатистраничный документ, содержащий в себе видение нового КоАП, который должен будет вступить в силу с 1 января 2021 года.
Действующий КоАП за 17 лет своего действия претерпел более чем 4 000 изменений. При этом, как заявляют авторы концепции, вносимые в КоАП изменений зачастую не носят системного характера, что приводит к нарушению единства правового регулирования сходных по своему содержанию общественных отношений.
Более того, реализуемая в настоящее время контрольно-надзорная реформа требует единого подхода к законодательству об административных правонарушениях.
Мы подобрали для вас ключевые моменты из концепции нового КоАП:
- В основу концепции лег риск-ориентированный подход, означающий применение наказание только если профилактические и принудительно-профилактические меры не имели должного воздействия.
- Предлагается выделить из КоАП нормы, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях, при сохранении в нем положений о подведомственности.
- Правонарушения будут категоризировать исходя из их характера и степени «общественной вредности»: угрозы наступления или факта наступления определенных негативных последствий. Административные правонарушения повышенной степени общественной вредности могут быть отнесены к категории грубых. Исходя из этого предлагается сократить составы, по которым суд будет привлекать к административной ответственности и ограничить только составами, представляющими повышенную «общественную вредность».
- Интересным видится способ обеспечения стабильности положений КоАП. Авторами концепции предлагается закрепить норму, согласно которой проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в данный кодекс могут быть внесены в Государственную Думу РФ только при наличии официального отзыва Правительства РФ, а также предусмотреть, что соответствующие федеральные законы должны вступать в силу не ранее чем по истечении трех месяцев со дня их официального опубликования, за исключением случаев, когда иное прямо указано в федеральном законе.
- В связи с тем, что на практике часто вызывают затруднения такие правонарушения, как длящиеся, продолжаемые, однородные, неоднократные, повторные, малозначительные, предлагается закрепить их определения.
- В качестве самостоятельного субъекта административной ответственности будет выделен индивидуальный предприниматель. На данный момент в общей части индивидуальный предприниматель в качестве субъекта не выделяется, однако в Особенной части фигурирует.
- В новый кодекс включат следующие обстоятельства, исключающие вину лица в совершении административного правонарушения, ими станут: невменяемость физического лица во время совершения противоправного деяния, содержащего признаки административного правонарушения; совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения, вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств; иные обстоятельства, предусмотренные Особенной частью КоАП.
- Дополнят обстоятельства, исключающее противоправность деяния. В этом качестве добавится физическое или психическое принуждение.
- В новом кодексе будут предусмотрены условия освобождения от наказаний, которые пока не раскрыты. Также, от наказания будут освобождать так же, как и в уголовном законодательстве, в случае нецелесообразности его назначения.
- Будет предусмотрен механизм замены одного наказания другим без нового рассмотрения дела по существу, если исполнение наказания невозможно по объективным причинам. Однако для надлежащей реализации данного института необходимо максимально подробное описание этой процедуры.
- Административное приостановления деятельности вместе с временным запретом деятельности включат в перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. У этих мер будет исключительно судебный порядок применения. Однако вызывает опасение возможность досудебного применения в целях оперативного рассмотрения дел.
- Общим правилом станет вынесение предупреждения в случае совершения административного правонарушения, не относящегося к грубым и без отягчающих обстоятельств, впервые. Предлагается распространить так называемую «скидку» в размере 50 % от штрафа при уплате в течение 20 дней и на другие административные правонарушения, за исключением грубых, в том числе на правонарушения, совершаемые и «иными субъектами административной ответственности», т.е. юридическими и должностными лицами.
- Одной из гарантий избежания двойной ответственности станет закрепление положения, согласно которому не допускается одновременное привлечение юридического лица и его работника к административной ответственности за одни и те же действия, за исключением случая, когда юридическое лицо виновно в непринятии мер по недопущению совершения правонарушения наряду с работником.
- Расширят круг участников производства по делу об административных правонарушениях, путем включения в него Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и соответствующих уполномоченных в субъектах Российской Федерации.
- Необычной новеллой является пересмотр оснований применения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние алкогольного применения. Оно будет применяться не только в отношении водителей транспортных средств, но и иных правонарушителей.