Позиция КС РФ перейдет в УПК РФ
Минюст России разработал проект поправок в УПК РФ в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июня 2019 г. № 23-П (далее – Постановление), которым ч. 3 ст. 6.1 УПК РФ признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она позволяет при определении разумного срока уголовного судопроизводства для лица, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред (признанного в установленном уголовно-процессуальным законом порядке потерпевшим), не учитывать период со дня подачи им заявления о преступлении и до момента возбуждения уголовного дела об этом преступлении в случаях, когда производство по данному уголовному делу завершилось постановлением обвинительного приговора.
Законопроектом предусматривается внесение изменения в часть третью статьи 6.1 УПК РФ о включении в разумный срок уголовного судопроизводства периода со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до момента возбуждения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора.
Как указано в пояснительной записке к Законопроекту, это позволит обеспечить защиту прав и законных интересов лица, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред (признанного в установленном уголовно-процессуальным законом порядке потерпевшим).
Обстоятельства, при которых было вынесено Постановление:
5 июня 2009 г. учредитель Общества с ограниченной ответственностью обратился в УВД по г. Ухте Республики Коми с заявлением о преступлении по факту хищения директором организации прибыли предприятия.
В ходе проверки сообщения о преступлении орган дознания несколько раз выносил постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые в последующем признавались незаконными и отменялись.
26 ноября 2015 г. следователь СО ОМВД по г. Ухте возбудил уголовное дело, признав Учредителя потерпевшим по нему.
8 декабря 2017 г. суд признал директора общества виновным в растрате по ч. 4 ст. 160 УК РФ, обвинительный приговор вступил в законную силу в марте 2018 года. Осужденный был освобожден от наказания в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Учредитель обратился в Верховный Суд Республики Коми с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок. В обоснование своих требований он указывал, что общий срок производства по уголовному делу составил почти 9 лет, а доследственная проверка длилась 6 лет 5 месяцев и 21 день.
Признавая срок судопроизводства разумным, суды исходили из того, что период с момента обращения Учредителя с заявлением о преступлении (5 июня 2009 года) и до возбуждения уголовного дела об этом преступлении (26 ноября 2015 года) не подлежит включению в срок судопроизводства по данному делу (несмотря на решения об отказе в возбуждении уголовного дела, неоднократно 3 принимавшиеся в этот период), поскольку результатом уголовного преследования по данному делу стал обвинительный приговор, а потому продолжительность судопроизводства следует исчислять со дня признания Учредителя потерпевшим (тот же день, когда возбуждено данное дело) и по день вступления в законную силу приговора, т.е. не 8 лет 9 месяцев и 9 дней, как указывал административный истец, а 2 года 3 месяца и 16 дней, из которых предварительное следствие – 9 месяцев и 6 дней.