Новое в законодательстве

Нововведения декабря

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу.

Измения для физлиц: С 23 декабря налоговая сможет обратиться в суд для взыскания платежей с физлиц (не ИП) начиная с долга в 10 000 руб. (раньше – с 3000 руб.). Требование же выплатить задолженность по пеням на недоимку надо будет направлять не позднее одного года со дня уплаты недоимки либо со дня, когда сумма пеней превысила 3000 руб.

По налогу на прибыль: остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

По НДФЛ: Люди не будут платить НДФЛ при продаже своих квартир в новостройках, если право собственности недавно зарегистрировано в Росреестре, но расчет с застройщиком был произведен давным-давно.

Новое в законодательстве

Закон о «приземлении». Кого затронет?

Федеральный закон от 01.07.2021 № 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации».

Итак, иностранным лицом, осуществляющем деятельность в интернете на территории РФ, считается лицо, сайты которого в течение суток посещает более 500 000 пользователей из России, и если имеет место хотя бы одна из следующих ситуаций:

  • на интернет-ресурсе доступна информация на русском языке, государственных языках республик РФ или иных языках народов РФ;
  • на интернет-ресурсе распространяется реклама, направленная на потребителей, находящихся в России;
  • иностранное лицо осуществляет обработку сведений о пользователях, находящихся на территории РФ;
  • иностранное лицо получает денежные средства от российских физических и юридических лиц.

А также те, кто, не имея такой посещаемости:

  • обеспечивают размещение в Интернете информационных ресурсов с пользователями в России. Такими лицами являются, например, хостинг-провайдеры;
  • являются операторами рекламных систем, с помощью которых организуется распространение в Интернете рекламы, направленной на российских потребителей;
  • обеспечивают работу программ для ЭВМ и информационных систем для приема, передачи, доставки и обработки электронных сообщений интернет-пользователей, находящихся в РФ.

И здесь важно отметить, что под действие «закона о приземлении» могут попасть не только иностранные социальные сети, крупные интернет-магазины, поисковые системы, магазины приложений и облачные сервисы, но и многие другие компании. Ведь методика определения еще не утверждена.

И первое, что нужно сделать всем сомневающимся лицам – это получить разъяснения в Роскомнадзоре.

Второе — выбрать «форму присутствия». А это не просто: оформить российское юридическое лицо, представительство или филиал. Так как налоговые последствия совершенно разные. При создании филиала и представительства возникнет необходимость постановки на налоговый учет компании. При осуществлении продаж в России возникнет вопрос с НДС и необходимостью постоянного представительства иностранной компании.

Новое в законодательстве

О маркировке

1. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2021 № 2402-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р».

Изменения коснулись списка товаров, изготовленных ремесленниками, не подлежащих маркировке. Туда вошли предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи, трикотажные блузки машинной и ручной вязки, пальто, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное.

Помимо этого, срок введения обязательной маркировки велосипедов переносится с 1 сентября 2021 года на 1 марта 2022 года.

2. Постановление Правительства РФ от 01.09.2021 № 1459 «О внесении изменений в Правила маркировки обувных товаров средствами идентификации».

Данное Постановление вносит изменения в правила маркировки обувных товаров средствами идентификации. Определен перечень дополнительных сведений, включаемых в уведомление о вводе в оборот обувных товаров, произведенных на территории государства — члена ЕАЭС.

3. Постановление Правительства РФ от 31.08.2021 № 1449 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Указаны особенности введения в оборот молочной продукции, маркированной средствами идентификации ЕАЭС.

4. Информация о том, почему могут отказать в приеме уведомлений об остатках товаров в рамках системы прослеживаемости на официальном сайте ФНС.

Важно отслеживать классификационный кода товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Кроме того, следует обращать внимание на присвоение налогоплательщиком номера и даты уведомления об остатках.

Новое в законодательстве

Обзор Писем ФНС за август 2021 года

Хотелось бы кратко освятить содержание Писем, выпущенных службой в августе.

1. Письмо ФНС России от 19.08.2021 № СД-4-21/11696@ — о форме.

С 18.08.2021 г. может быть применена форма заявления о прекращении исчисления транспортного налога в связи с принудительным изъятием транспортного средства.

Форма утверждена приказом ФНС России от 19.07.2021 № ЕД-7-21/675@, который, соответственно, был опубликован 18 августа, о чем и сообщает налоговая служба.

2. Письмо ФНС России от 04.08.2021 № СД-4-11/11028@ — о дивидендах.

ФНС разъяснила, как в расчете 6-НДФЛ отразить сумму дохода в виде дивидендов от участия в российской организации. Сумма дохода в виде дивидендов указывается в поле «Сумма дохода» Приложения «Сведения о доходах и соответствующих вычетах по месяцам налогового периода» к Справке о доходах и суммах налога физического лица (приложение № 1 к расчету по форме 6-НДФЛ) с указанием в поле «Код дохода» 1010. При этом поля «Код вычета» и «Сумма вычета» не заполняются.

Кроме того, Письмо содержит конкретный пример порядка заполнения.

3. Информация ФНС России от 19.08.2021 – о сроках.

Минимальный срок владения имуществом, оплаченным по договору ДДУ, отсчитывается с момента полной оплаты стоимости объекта. ФНС России же дополняет, что факт дополнительной оплаты в связи с увеличением площади жилого помещения после ввода в эксплуатацию объекта строительства при определении минимального срока владения в отношении такого жилого помещения не учитывается.

4. Письмо ФНС России от 17.08.2021 № СД-4-3/11571@ — о корректировочном счете-фактуре.

С 01.07.2021 корректировочный счет-фактура дополнен порядковым номером записи поставляемых (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.

Для указания в корректировочном счете-фактуре (в том числе в едином КСФ) значения реквизита порядкового номера записи поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг, имущественных прав) в счете-фактуре, к которому составляется КСФ, предусмотрен элемент с сокращенным наименованием «ПорНомТовВСЧФ» (таблица 5.12 «Сведения о товаре (работе, услуге), имущественном праве (СведТов)».

Еще добавлена новая строка и три графы.

5. Письмо ФНС России от 02.08.2021 № ЕА-4-15/10853@ — о декларации.

Предложен шаблон требования о предоставлении физлицом пояснений о причинах непредставления декларации по НДФЛ в случае продажи или получения объекта недвижимости в дар. Шаблон можно найти в приложении к Письму.

6. Письмо ФНС России от 02.08.2021 № ЕА-4-15/10852@ — об ответственности.

В письме сообщается о поступающих жалобах по поводу необоснованного привлечения к налоговой ответственности в случаях, когда налоговыми агентами самостоятельно выявляются факты несвоевременной уплаты (неполной уплаты) сумм НДФЛ до составления акта по результатам камеральной налоговой проверки, а также осуществляется самостоятельное перечисление сумм пени и задолженности по НДФЛ (т.е. выполняются условия освобождения от ответственности, предусмотренные пунктом 2 статьи 123 НК РФ).

Отсутствие контроля за фактическим исполнением налоговым агентом обязательств по уплате НДФЛ позднее предусмотренного Кодексом срока приводит к вынесению налоговыми органами необоснованных решений о привлечении к налоговой ответственности и нарушению прав и законных интересов налогоплательщиков.

Новое в законодательстве

Преференции

Законопроект № 1230464-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Свободная экономическая зона на территории Крыма и Севастополя работает с 2015 года. И на данный момент появилась необходимость совершенствования законодательства в данной области.

Предлагается вдвое повысить минимальный объем капвложений участников в первые три года реализации инвестпроектов — с 30 млн. до 60 млн. руб. (с 3 млн. до 6 млн. руб. — для малого бизнеса) и расширить права региона по утверждению инициатив участников. Кроме того, предусмотреть возможность устанавливать субъекту РФ ограничения по виду деятельности для участников СЭЗ.

Помимо прочего, пояснительная записка говорит о необходимости соблюдения условий соглашений и порядке их расторжения, в том числе по решению суда.

Эти меры направлены на осуществление возможности быстрого реагирования со стороны местных властей, но и ранее уже заявлялось о нестабильности условий в СЭЗ. Теперь еще и повышение сумы капиталовложений не способствует привлекательности для небольших инвесторов.

Весь пакет документов, связанный с законопроектом, был зарегистрирован и направлен Председателю Госдумы 10.08.2021г.

Еще одна территория, которую возможно свяжут с возможностью получения преференциального режима – Курильские острова.

«О решениях по итогам рабочей поездки в Сахалинскую область».

Уже до 1 сентября поручено разработать и представить согласованные предложения, предусматривающие:

  • освобождение от уплаты таких налогов и сборов, как налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций, земельный налог, транспортный налог на определённый срок;
  • таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
  • пониженные ставки обязательных платежей по страховым взносам в размере 7,6% на определённый срок.
Новое в законодательстве

Обзор правовых позиций КС РФ и ВС РФ по вопросам налогообложения за II квартал 2021 года

ФНС России выпустила очередной обзор правовых позиций по вопросам налогообложения, отраженных в судебных актах Высших судебных инстанций (Письмо ФНС России от 28.07.2021 № БВ-4-7/10638 «Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2021 года»).

Десять самых важных выводов мы выделили и отразили ниже по тексту:

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.05.2021 № 17-П: одни и те же фактические обстоятельства не должны вести к разным последствиям при привлечении к ответственности организации и ее должностного лица.

2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2021 № 12-П: освобождение индивидуального предпринимателя от обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за период беременности возможно при установлении судом обстоятельств исключительного характера.

3. Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.2021 № 375-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества «Олкон»: для корректного определения объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых правоприменительным органам требуется в каждом случае установить, является ли конкретная операция частью технологического цикла по добыче, а равно является ли содержащаяся в добытой породе продукция первой по своему качеству, соответствующей требованиям применимых стандартов (или же таковой является продукция, полученная путем ее дальнейшей переработки).

4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.2021 № 373-О: из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует налогообложение по кадастровой стоимости таких объектов недвижимого имущества, которые хотя и не относятся непосредственно к помещениям, используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, но расположены в зданиях (строениях, сооружениях), относящихся к торговым центрам (комплексам).

5. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.03.2021 № 580-О: положения пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая предельный срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и не предусматривая возможности проведения таких мероприятий повторно, направлены на защиту прав налогоплательщика от необоснованно длительного вмешательства налогового органа в его хозяйственную деятельность.

6. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2021 № 307-ЭС21-2135 по делу № А21-10479/2019: превышение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах (совершение определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля с нарушением сроков) само по себе не лишает налоговый орган права на принятие мер внесудебного взыскания, предусмотренных статьями 46 — 47 Налогового кодекса РФ, но, во всяком случае, ограничивает возможность взыскания пределами двух лет.

7. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2021 № 309-ЭС20-23981 по делу № А76-46624/2019: право на вычет фактически понесенных расходов при исчислении налога на прибыль может быть реализовано налогоплательщиком, содействовавшим в устранении потерь казны.

8. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2021 № 308-ЭС21-364 по делу № А20-5385/2019: в отношении товаров, приобретенных у организаций-банкротов в рамках осуществления их текущей хозяйственной деятельности в период действия подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ (т.е. до 01.01.2021), налогоплательщики — покупатели принимают к вычету предъявленные им суммы налога на общих основаниях.

9. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2021 № 306-ЭС20-20307 по делу № А72-18565/2019: вне зависимости от финансового результата деятельности налогоплательщика (прибыль или убыток), полученного в периоде возникновения ошибки (искажения), для целей применения абзаца третьего пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации значение имеет влияние допущенной ошибки (искажения) на состояние расчетов с бюджетом в этом и (или) последующих периодах — до периода, в котором налогоплательщиком заявлен перерасчет.

10. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.05.2021 № 308-ЭС20-23222 по делу № А32-56709/2019: в целях разграничения имущества налогоплательщика на движимое и недвижимое необходимо использовать установленные в бухгалтерском учете формализованные критерии признания имущества в качестве соответствующих объектов основных средств.