Новое в законодательстве

Об оплате труда в условиях нерабочей недели

Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» в период с 30 марта по 3 апреля 2020 года установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

Указ Президента Российской Федерации об установлении нерабочих дней в период с 30 марта по 3 апреля 2020 не распространяется на работников:

  • непрерывно действующих организаций;
  • медицинских и аптечных организаций;
  • организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости;
  • организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения;
  • организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.

То есть, ряд предприятий продолжают и будут продолжать работу, поскольку от работы этих предприятий зависит жизнеобеспечение. И встает вполне логичный вопрос: каким образом производить оплату труда сотрудников таких предприятий?

Отметим, что в некоторых случаях Трудовой кодекс РФ действительно предусматривает повышенную оплату труда работников, но только при работе в выходные или нерабочие праздничные дни. Распространяются ли эти правила на работников предприятий, которые будут работать в период с 30 марта по 3 апреля 2020 года?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить статус нерабочих дней.

Выходные дни – это свободные от работы дни, которые предоставляются работнику для еженедельного непрерывного отдыха в соответствии с пунктом 5 статьи 37 Конституции РФ.

Нерабочие праздничные дни – это свободные от работы дни, установленные законодательством для всех работников независимо от организационно-правовой формы организации-работодателя. Перечень нерабочих праздничных дней установлен статьей 112 ТК РФ.

Установленные же Указом нерабочие дни нельзя отнести ни к выходным, ни к нерабочим праздничным дням, это является одной из мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статья 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в ред. от 03.07.2019) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в ред. от 03.07.2019) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия – организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (в ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (в ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Основные требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний нормативно закреплены в санитарно-эпидемиологических правилах.

В соответствии с пунктом 2.7 «СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 № 65, в случае опасности распространения инфекционных болезней в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации на территории Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации, в городских и сельских населенных пунктах, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности вводятся меры, предусматривающие особые условия и режимы хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (карантин).

Приоритет публичных интересов и применение административных методов их защиты в таких случаях обусловлено обеспечением общегосударственных интересов в сферах здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Во всяком случае, применение принудительных мер несовместимо с обеспечением частноправовых потребностей, а ограничения производственной и хозяйственной деятельности сопряжены с частноправовыми имущественными и нематериальными обременениями. Обычной практикой в условиях чрезвычайных ситуаций является применение мер, связанных с ограничением экономических свобод.

Так, Закон г. Москвы от 05.11.1997 № 46 «О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» содержит перечень мер, которые могут быть введены для успешного осуществления работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. В их числе названы изменение режима работы, прекращение или приостановление функционирования предприятий, изменение их производственной деятельности.

Совокупность правовых средств, устанавливающих права и обязанности органов власти, предприятий, организаций, граждан при угрозе возникновения, возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации, образует особый административно-правовой режим.

При возникновении исключительной угрозы для благополучия государства (к которой, без всякого сомнения, относится и сложившаяся ситуация с распространением коронавируса) ординарные средства реагирования должны сменяться неординарными.

Так обстоит дело и в международной практике.

Например, Сиракузские принципы толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах определяют такую угрозу, как:

  • касающуюся всего населения и всей или части территории государства и
  • угрожающую физической целостности населения, политической независимости или территориальной целостности государства либо существованию или нормальному функционированию институтов, необходимых для обеспечения и защиты политических и гражданских прав.

В решении Европейского суда по правам человека по делу «Лоулесс против Ирландии» понятие явной угрозы для жизни нации определено как положение кризиса или неминуемой исключительной опасности, которая затрагивает население в целом и представляет угрозу для организованной жизни сообщества, формирующего государство. (Case of Lawless v. Ireland (Strasbourg, 1 july 1961)

Таим образом, нерабочие дни в период с 30 апреля по 3 марта 2020 года нельзя отнести ни к выходным, ни к нерабочим праздничным дням, а необходимо квалифицировать в качестве одного из санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Ни одним нормативно-правовым актом не предусмотрена повышенная оплата труда работников предприятий, продолжающих работать в условиях реализации таких мероприятий.

В связи с этим отсутствуют правовые основания для повышенной оплаты труда таких работников. Оплата должна производиться в обычном размере.

Дайджест

Правовой и налоговый дайджест за май 2023 года

  • 31.05.2023
  • Ознакомиться с важнейшими изменениями в законодательстве за май 2023 года Вы можете здесь.

Дайджест

Правовой и налоговый дайджест за апрель 2023 года

  • 28.04.2023
  • Ознакомиться с важнейшими изменениями в законодательстве за апрель 2023 года Вы можете здесь.

Новое в законодательстве

Основные изменения в налоговое законодательство

1. Основные изменения в часть первую НК РФ

Правила о налогообложении прибыли КИК не будут применяться к прибыли иностранной структуры без образования юрлица, которая является формой осуществления коллективных инвестиций, т.е. в рамках такой конструкции можно не учитывать прибыль, кроме части выплаты КИК дохода участникам.

Налоговых агентов при обнаружении ошибки в расчете хотя бы по одной иностранной организации обяжут сообщать снова о выплатах всем таким иностранным организациям.

Цифровизация не стоит на месте, и НК РФ дополняется положениями по электронному документообороту: развитие использования личных кабинетов, предоставление электронных банковских гарантий, доверенности с усиленной ЭЦП и др.

Физлицо без места жительства и имущества смогут поставить на учет по месту организации – источника дохода (той, которая первая представит сведения сама, либо по сведениям банка). А снять такое физлицо с учета будет возможно, если организацией – источником выплаты в течение 3-х лет не представляются сведения и если физлицо само не подало декларацию.

Сведения в ФНС обяжут представлять: Федеральную палату адвокатов (об изменениях в реестре адвокатов), органы МВД (о выдаче и замене загранпаспортов, изменениях персональных данных), Фонд пенсионного и соцстрахования (об опекунах и попечителях, о недееспособных и ограниченных в дееспособности гражданах, имеющих право на соцподдержку).

В рамках налогового мониторинга налоговики получат право доступа на территорию налогоплательщика, при проверке декларации с НДС к возмещению. Также они смогут проводить осмотры территорий и допросы свидетелей, оставлять без рассмотрения запрос о мотивированном мнении, продлевать срок его рассмотрения и др.

Станет возможным назначение допмероприятий налогового контроля в рамках рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом в случае отмены решения инспекции полностью или в части.

Вводится обязательное досудебное обжалование решений/ действий/бездействий должностных лиц. В отношении, например, взыскания излишне уплаченного налога теперь также нужно соблюсти досудебный порядок.

Такие жалобы, направленные по ТКС или ЛК, могут быть рассмотрены в упрощенном порядке в течение 7 дней, если в жалобе об этом указано. Эти жалобы рассматривает налоговый орган, чей акт, действие/бездействие должностных лиц обжалуется. Итогом может быть лишь отмена акта или решения (или признания незаконными действий/бездействия) и принятие нового решения. В остальных случаях жалоба будет направляться в вышестоящий налоговый орган.

2. Основные изменения в часть вторую НК РФ

НДС

Применять общий порядок возмещения НДС будет возможно в ходе налогового мониторинга.

Уточняются правила освобождения от НДС услуг застройщика. Учитывая наличие спорных ситуаций и неоднозначную позицию самой ФНС, законодатель заменяет термин «услуги застройщика» на «услуги по выполнению функций застройщика», появляется закрытый перечень передаваемых участнику договора объектов, из действия нормы исключаются апартаменты, исключается упоминание об объектах производственного назначения. Еще хотелось бы, чтобы ФНС России прокомментировала какие услуги конкретно она понимает под «услугами застройщика», а какие под понятием «услуги по выполнению функций застройщика». По нашему мнению, такая рокировка не прибавит определенности.

Детализируется понятие международной перевозки. При следовании товара по территории РФ предлагается применять ставку НДС 20%.

Акцизы

Отдельного внимания заслуживает уточнение порядка применения обратного акциза по винограду.

Налог на прибыль

Обратный акциз на виноград включается во внереализационные доходы.

Увеличиваются сроки предоставления документов для освобождения от уплаты авансового платежа по налогу на прибыль.

Перечень прочих расходов дополняется выплатами дистанционным работникам на возмещение расходов на собственное или арендуемое оборудование.

НДФЛ

В части НДФЛ архиважно обратить внимание на дополнение – к доходам от источников в РФ относятся вознаграждения «за работы/услуги/представленные права использования результатов интеллектуальной деятельности (РИД) или средств индивидуализации, если такие работы/услуги права на РИД осуществлены в сети «Интернет» с использованием национальных доменных имён или сетевых адресов в российской национальной доменной зоне и (или) информационных систем, технические средства которых размещены на территории РФ» при соблюдении определенных условий.

Российские компании будут обязаны удержать и уплатить в бюджет НДФЛ по ставке 30% с выплат сотрудникам, утратившим налоговое резидентство РФ. Правда, Минфин разъясняет, что это не касается сотрудников по трудовым договорам. Однако норма сформулирована нечетко и требует уточнений. В большей степени регулирование направлено на увеличение контура доходов, которые могут считаться полученными в России. Например, в отношении блогеров, разработчиков, веб-дизайнеров и многих других лиц включая фрилансеров, которые релоцировались в другую страну более полугода назад и продолжают фактически получать доход от источников в РФ, российская компания-источник должна будет удержать 30% НДФЛ. Опять же, в части НДФЛ ожидаем корректировок от законодателя по вопросу использования российских доменных имен при оказании услуг/выполнения работ/права на РИД.

Спецрежимы

ЕСХН предлагается разрешить применять только тем, у кого доля собственного винограда составляет не менее 70%.

УСН предлагается разрешить применять инвестиционным советникам.

Имущественные налоги

По транспортному налогу предложены нормы в части налогообложения транспортных средств, находящихся в розыске в связи с угоном. Органы внутренних дел обязывают предоставлять в ФНС информацию о транспортных средствах в розыске. Предлагается на основании заявления прекращать исчисление налога с 1-го числа месяца начала розыска до месяца его возврата лицу, на которое это ТС зарегистрировано.

По земельному налогу устанавливаются особенности определения налоговой базы в случаях, когда на участке одновременно расположены объекты жилой и нежилой инфраструктуры, и уточняется формулировка льготы для коренных малочисленных народов Севера. По имущественному налогу расширяется перечень объектов, подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости – это жилые строения и садовые дома, которые законодатель предлагает облагать налогом на имущество вне зависимости от нахождения на приусадебных участках, а список объектов дополняется за счёт многоквартирных и наёмных домов.

Новое в законодательстве

Компания Tax & Legal Management в рейтинге Издательства Коммерсантъ «Лидеры рынка юридических услуг»

Дайджест

Правовой и налоговый дайджест за март 2023 года

  • 31.03.2023
  • Ознакомиться с важнейшими изменениями в законодательстве за март 2023 года Вы можете здесь.