Оказываем благотворительную помощь. А что с налогами?
Многие бизнесмены в условиях распространения коронавируса оказывают безвозмездную помощь и гражданам, и благотворительным организациям, и врачам: делают денежные пожертвования, предоставляют помещения, автомобили, бесплатные обеды, продукты питания, лекарства, средства индивидуальной защиты. Но необходимо учитывать налоговые последствия такой помощи.
По общему правилу для целей НДС передача денежных средств не признается реализацией товаров (работ, услуг), тогда как передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе такой реализацией признается (подпункт 1 пункта 3 статьи 39, подпункт 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ).
В то же время такая передача освобождается от обложения НДС, если она осуществляется в рамках благотворительной деятельности (пункт 3 статьи 149 НК РФ).
При этом необходимо оформить документы, подтверждающие право на освобождение от налогообложения:
- договор о безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- акт приема-передачи товаров (работ, услуг), имущественных прав или иной документ, подтверждающий передачу.
В отсутствие подтверждающих документов существует высокий риск того, что благотворитель не сможет подтвердить право на освобождение от НДС.
Освобождение нельзя применить и в том случае, если речь идет о передаче подакцизных товаров, что может оказаться актуальным в отношении передачи дезинфицирующих средств.
При исчислении налога на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей (пункт 16 статьи 270 НК РФ). Никаких исключений в отношении благотворительной помощи нормы главы 25 НК РФ не содержат.
Здесь нужно учитывать, что не могут быть приняты затраты не только на приобретение товаров (работ, услуг), переданных в благотворительных целях, но и амортизация по объектам основных средств за период их передачи в безвозмездное пользование, а также расходы на оплату труда (и страховые взносы) персонала, который был занят в производстве переданных на благотворительность товаров (работ, услуг).
При исчислении единого налога при УСН (база доходы минус расходы) действует аналогичное правило: расходы, указанные в статье 270 НК РФ, при применении упрощенной системы налогообложения не принимаются (пункт 2 статьи 346.16 НК РФ).
Законами субъектов РФ может быть установлено право уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов – применение инвестиционного налогового вычета при исчислении налога на прибыль (пункт 1 статьи 286.1 НК РФ). Необходимо учитывать, что:
- это право должно быть предусмотрено законом субъекта РФ (но не везде такие законы приняты);
- пожертвования должны быть перечислены государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений. То есть, если помощь оказывается, например, непосредственно гражданам, то применение этого вычета будет невозможно;
- не все организации могут такой вычет применить (это относится, например, к резидентам ОЭЗ, участникам региональных инвестиционных проектов, СЭЗ, ТОР. Перечень таких организаций указан в пункте 11 статьи 286.1 НК РФ).
Также для благотворительных организаций законами субъектов РФ могут быть предусмотрены пониженные налоговые ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ. Но, опять же, необходимо, чтобы субъектом РФ был принят соответствующий закон, и были соблюдены условия для применения такой пониженной ставки, предусмотренные этим законом (и опять-таки, не везде такие законы приняты).
Если благотворителем будет не организация, а физическое лицо, то у него имеется право на получение социального налогового вычета. Но реализовать это право можно при соблюдении следующих условий:
- вычет применяется только в отношении доходов, облагаемых по ставке 13%. То есть, например, индивидуальные предприниматели на УСН, ЕНВД, патенте не смогут воспользоваться этим вычетом;
- вычет предоставляется в сумме, направленной физическим лицом в течение года на благотворительные цели в виде денежной помощи категориям получателей (благотворительным организациям, НКО, религиозным организациям, перечень и некоторые условия приведены в пункте 1 статьи 219 НК РФ). То есть опять же, если помощь оказывалась гражданам, то право на вычет не возникает;
- вычет не может превышать 25% полученного физическим лицом за год дохода.
Причем неиспользованный в налоговом периоде остаток вычета не следующие налоговые периоды не переносится.
Законом субъекта РФ может быть увеличен предельный размер вычета (но не более 30% суммы дохода физического лица) и установлены категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов), пожертвования которым могут быть приняты к вычету в увеличенном предельном размере.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы выразить надежду, что в сложившихся тяжелых для экономики условиях одной из мер поддержки окажутся действия властей субъектов РФ, которые воспользуются предоставленными им полномочиями и через снижение налогового бремени поддержат тех, кто не остался равнодушным и проявил свою гражданскую ответственность.