Отсрочка налогов из-за пандемии: опция не для всех
Ваюкин Василий, Адвокат АП г. Москвы, управляющий партнер Компании LawGround.
2 апреля Правительство РФ приняло Постановление № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», которым утверждены Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов.
Опция, которую анонсировало правительство в качестве одной из первоочередных мер поддержки экономики, будет в реальности доступна далеко не всем – рассчитывать на отсрочку (рассрочку) по уплате налогов смогут только налогоплательщики, ведущие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции COVID-19.
Перечень таких отраслей определяется Правительством РФ и пока утвержден только для целей отсрочки по кредитам (Постановление от 3 апреля 2020 г. № 434). В данный перечень включены следующие отрасли: авиаперевозки, аэропорты, автоперевозки, культура, спорт, гостиницы, общественное питание, выставочная деятельность и бытовые услуги. Представляется, что для целей отсрочки (рассрочки) по уплате налогов перечень будет аналогичным.
Также правительством готовится перечень стратегических, системообразующих либо градообразующих организаций, работающих в отраслях, в наибольшей степени пострадавших от пандемии.
Таким образом, на отсрочку по налогам смогут рассчитывать только те компании, которые будут включены в названные перечни. Остальные смогут обращаться за поддержкой исключительно по общим основаниям, предусмотренным НК РФ.
В НК РФ закреплена возможность в ряде случаев получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов и сборов. Однако и раньше добиться ее было крайне сложной задачей – данная мера использовалась в единичных ситуациях. Судебная практика по спорам об отсрочке по налогам также не слишком благоприятна.
Правила, устанавливающие дополнительные основания, порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов для налогоплательщиков, работающих в отраслях из указанных перечней, вызывают немало вопросов.
Понятно, что документ готовился в авральном режиме. Но если не будут устранены очевидные недостатки, это сделает обсуждаемую меру недоступной даже для тех, кому она адресована.
Так, заинтересованное лицо имеет право на отсрочку (п. 3 Правил) или рассрочку уплаты налоговых платежей при наличии хотя бы одного из показателей:
- снижение доходов, определяемых в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, более чем на 10%;
- снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав более чем на 10%;
- снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) по операциям, облагаемым НДС по «нулевой» ставке, более чем на 10%;
- получение убытка по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль за отчетные периоды 2020 г. при условии отсутствия убытка за 2019 г.;
- включение по состоянию на 1 марта 2020 г. в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), а также применение специального режима налогообложения в соответствии с НК РФ.
Здесь возникает проблема: расчет снижения размера доходов, стоимости реализованных товаров (работ, услуг) и имущественных прав производится на основании показателей за квартал, предшествующий тому, в котором подается заявление об отсрочке или рассрочке. Эти данные сравниваются с показателем за аналогичный период 2019 г.
То есть, если компания обращается за отсрочкой во II квартале 2020 г., то должны учитываться показатели за I квартал 2020 г. и сравниваться с аналогичными за I квартал прошлого года. Но поскольку реализация ограничительных мер, обусловленных недопущением распространения пандемии коронавируса, началась в основном в конце марта с. г., падение доходов за I квартал не будет столь катастрофичным. Таким образом, для получения реальной картины необходимо сформировать показатели за II квартал 2020 г., а подать заявление об отсрочке в III квартале – то есть не раньше июля.
Не смогут рассчитывать на отсрочку и компании, у которых по результатам 2019 г. сформировался убыток.
Если же доходы на внутреннем рынке снизились менее чем на 10%, для экспортеров предусмотрен показатель снижения доходов от реализации, облагаемой НДС по ставке 0%. Но этот показатель применим, только если объем данной реализации составляет более 50% от общего объема.
Отдельно остановлюсь на условии о включении субъекта в реестр МСП. Не секрет, что многие предприниматели о таком реестре даже не слышали, а их выручка была не настолько велика, чтобы оплачивать услуги юристов, которые могли бы им своевременно подсказать о наличии данного реестра.
Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налоговых платежей не может быть принято, если заинтересованным лицом, кроме тех, кто по состоянию на 1 марта включен в реестр МСП, было допущено снижение числа застрахованных лиц более чем на 10%. Следовательно, компании, которые были вынуждены по не зависящим от них причинам сократить персонал (причем в этих случаях трудовое законодательство также предусматривает ограничения и обязанность по выплате компенсаций, что означает большие затраты), также не смогут рассчитывать на отсрочку.
Если отсрочка необходима на срок более 6 месяцев, это возможно только при условии предоставления в залог недвижимого имущества, кадастровая стоимость которого будет превышать сумму налоговых платежей. Принадлежащее компаниям иное имущество (оборудование, товарные запасы, прочие активы, в том числе ликвидные) нельзя использовать в качестве залога.
Еще одна возможность – предоставление поручительства (банковской гарантии). Но такая гарантия должна отвечать достаточно жестким требованиям. Здесь вновь возникает вопрос: насколько охотно банки будут давать такие гарантии?
К заявлению о предоставлении отсрочки должны прилагаться заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для такого обращения, а также акт оценки причиненного ему ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (госорганом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Это предусмотрено п. 5 ст. 64 НК РФ, а также п. 3 Порядка изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами (утвержденного Приказом ФНС России от 16 декабря 2016 г. № ММВ-7-8/683@).
Будет ли надлежащим документом сертификат, который выдает Торгово-промышленная палата России, не являющаяся госорганом, органом местного самоуправления или организацией, уполномоченной в области ГО и ЧС? Каким образом определить ущерб, причиненный компании в результате введения режима нерабочих дней? На мой взгляд, подход, закрепленный в Порядке предоставления отсрочки, может быть оправдан в условиях, когда ущерб очевиден – наводнения, пожары и т.п. А каким образом подсчитать ущерб, когда многие предприятия простаивают, выручка падает, контрагенты ссылаются на форс-мажор, а компания еще и вынуждена содержать персонал, который она не может просто так уволить? Подобного рода неясности создают еще и коррупционные риски.
В заключение отмечу, что время и возможность доработать Порядок предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов с тем, чтобы налогоплательщики смогли получить реальную поддержку в сложившихся непростых условиях, еще есть.
Источник: Адвокатская газета