Новое в законодательстве

Подписано Парижское соглашение по климату

Премьер-министр Российской Федерации подписал Постановление Правительства РФ от 21.09.2019 г.  № 1228, касающееся принятия Парижского соглашения по климату.

Соглашение объединяет в едином международно-правовом формате усилия Сторон РКИК ООН и сочетает в себе коллективную цель по сдерживанию глобального потепления с определяемыми на национальном уровне вкладами стран по снижению выбросов. Стратегическая цель Парижского соглашения – удержание прироста глобальной средней температуры к концу XXI века в пределах «намного ниже» 2 градусов Цельсия сверх доиндустриальных показателей и «приложение усилий» в целях ограничения роста температуры на уровне 1,5 градуса Цельсия.

От имени Российской Федерации Парижское соглашение было подписано 22 апреля 2016 года в соответствии с распоряжением Правительства от 14 апреля 2016 года № 670-р.

Российская Федерация, подписывая данный документ, исходит из важности сохранения и увеличения поглощающей способности лесов и иных экосистем, а также необходимости ее максимально возможного учета, в том числе при реализации механизмов Соглашения, а так же считает неприемлемым использование Соглашения и его механизмов как инструмента создания барьеров для устойчивого социально-экономического развития, говорится в самом Постановлении.

Новое в законодательстве

Увеличение штрафов за незаконную частную охранную деятельность

Государственная Дума приняла законопроект, вносящий изменения в КоАП РФ.

Законопроект предусматривает увеличение штрафных санкций за незаконную частную охранную деятельность для:

  • Физических лиц — в размере от 2500 до 5000 руб.;
  • Должностных лиц – от 5000 до 10 000 руб.;
  • Для юрлиц – от 30 000 до 60 000 руб.

За повторное нарушение гражданам будет грозить административный штраф от 2500 до 5000 руб. или обязательные работы на срок от 100 до 200 часов. Должностных лиц в этом случае ждет наказание в виде дисквалификации сроком до трёх лет, юрлиц – штраф от 50 000 до 100 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

«Анализ правоприменительной практики показывает, что существующие механизмы для пресечения случаев осуществления незаконной частной охранной деятельности малоэффективны», – говорится в пояснительной записке.

Новое в законодательстве

Обязанность сообщать об освобождении заключенных с опасными болезнями

  • 21.02.2020
  • Государственная Дума приняла законопроект, предлагающий поправки в Уголовно-исполнительный кодекс.

    Законопроектом предусматривается возложение на администрацию учреждения, исполняющего наказание, обязанности передавать информацию в отношении освобождаемого осужденного, страдающего заболеванием, включенным в перечень заболеваний из числа заболеваний, представляющих опасность для окружающих, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья по избранному им месту жительства для решения вопроса об организации оказания ему медицинской помощи.

    Законопроектом также предусматривается утверждение Правительством Российской Федерации отдельного перечня заболеваний из числа заболеваний, представляющих опасность для окружающих, поскольку не все заболевания, входящие в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. №715, требуют передачи соответствующей информации.

    По данным ФСИН России, по состоянию на 1 октября 2019 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержались:

    • страдающие активными формами туберкулеза — 13 371 человек (на 1 января 2019 г. — 15 190 человек, на 1 января 2018 г. — 17 827 человек);
    • больные ВИЧ-инфекцией — 50 340 человек (на 1 января 2019 г. — 52 873 человека, на 1 января 2018 г. — 54 491 человек);
    • состоящие на диспансерном учете по вирусному гепатиту ВиС — 53 756 человек (на 1 января 2019 г. — 55 842 человека, на 1 января 2018 г. — 55 208 человек);
    • численность осужденных, страдающих активными формами туберкулеза, освободившихся из исправительных учреждений, по состоянию на 1 октября 2019 г. составила 5 019 человек (в 2018 году — 7 451 человек, в 2017 году — 8 318 человек).

    Кроме того, законопроектом предлагается установить полномочие Правительства Российской Федерации по определению перечня передаваемой информации, порядка ее передачи, а также обмена информацией в случае неприбытия осужденного к избранному им месту жительства.

Новое в законодательстве

Система антимонопольного комплаенса

Государственная Дума приняла законопроект, вносящий поправки в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Законопроект закрепляет понятие «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» (антимонопольный комплаенс) .

Также документ устанавливает порядок организации юридическими лицами такой системы соответствия.

Должны быть утверждены внутренние акты фирмы, содержащие требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, меры по снижению таких рисков, способы контроля системы комплаенса, порядок ознакомления работников с актами, а также указание на ответственное должностное лицо.

Также Законопроектом предусматривается, что организация вправе направить в ФАС внутренний акт (акты) или проект (проекты) акта, формирующий вышеупомянутый комплаенс.

ФАС дает заключение о его (их) соответствии или несоответствии требованиям антимонопольного законодательства. При этом, в случае выдачи органом заключения о соответствии, то указанный хозяйствующий субъект не может быть признан нарушившим антимонопольное законодательство, если его действия осуществляются в рамках согласованных правил системы соответствия.

Как указывают авторы Законопроекта, его принятие позволит повысить эффективность антимонопольного регулирования и создать дополнительные механизмы, стимулирующие хозяйствующие субъекты к принятию мер по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства.

Новое в законодательстве

Лекарственное обеспечение граждан

17.02.2020 г. внесен правительственный законопроект о совершенствовании лекарственного обеспечения граждан (№ 902457-7).

Законопроект разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации (№ Пр-2420 от 17.12.2018, № Пр-113 от 24.01.2020) по повышению эффективности системы лекарственного обеспечения.

Предлагается создать Федеральный регистр граждан, имеющих право на получение лекарств и медицинских изделий за счет бюджетных средств, и определить состав сведений, вносимых в реестр (например, ФИО лица, пол и дата рождения, паспортные данные).

Перечень ЖНВЛП планируется пересматривать не реже раза в год (сейчас положение о пересмотре перечня ЖНВЛП содержится лишь на уровне подзаконного акта – постановления Правительства № 871 от 28 августа 2014 года).

Кроме того, предлагается обеспечивать граждан лекарственными препаратами в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем ЖНВЛП (сейчас назначение производится по другому списку лекарств – ОНЛС, в который входит меньше наименований препаратов (406)).

СПРАВОЧНО: В.В.Путин: «Знаю, что в прошлом году в ряде регионов были перебои с поставками лекарств, потому что закупки оказались фактически сорванными, и некоторые чиновники позволяли себе рассуждать так, будто речь шла о закупке канцтоваров: не беда, объявим новые конкурсы. А люди-то оставались без крайне важных, подчас жизненно необходимых лекарств. Обращаю внимание, такие ситуации не должны больше никогда повторяться. В текущем году должен заработать единый сквозной регистр получателей препаратов, которые предоставляются человеку бесплатно или с большой скидкой по федеральной или региональной льготе, чтобы путаницы здесь больше не было» (Послание Федеральному Собранию, 15.01.2020 г.).

СПРАВОЧНО: список ЖНВЛП в 2020 г. увеличился на 23 позиции – с 735 до 758 наименований.

<СПРАВОЧНО: по итогам первой половины 2019 года количество несостоявшихся госзакупок лекарств увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти в два раза — с 31,8 тыс. до 60,8 тыс. Это более четверти всех тендеров, состоявшимися в первой половине 2019 года признаны 163,4 тыс. Суммарный объем сорванных аукционов вырос на 52%, с 26 млрд. руб. до 39,7 млрд. руб. Большинство тендеров — 55,6 тыс.— не состоялись из-за отсутствия заявок. Еще 2,8 тыс. были отменены в результате отказа от размещения заказа, а 2,1 тыс. не состоялись из-за недопуска всех участников («КоммерсантЪ», 07.08.2019 г.).>

Новое в законодательстве

Покупка Правительством РФ акций ПАО «Сбербанк»

17.02.2020 г. внесено 2 правительственных законопроекта о покупке Правительством РФ акций Сбербанка (№ 901908-7 и № 901911-7).

Согласно законопроектам Правительство выкупит у Банка России контрольный пакет акций ПАО «Сбербанк» (50% плюс одна акция) за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) по рыночной стоимости.

Покупка акций будет проходить в несколько этапов. Доход Банка России, полученный от продажи акций, будет перечислен в федеральный бюджет, за исключением 700 млрд. руб., которые станут доходом Банка России. Свыше этой суммы в федеральных бюджет поступит: в 2020 г. – 500 млрд. руб., в 2021 г. – 650 млрд. руб., в 2022 г. – 400 млрд. руб., в 2023 г. – остаток.

Кроме того, к Правительству переходят требования по депозиту Банка России в ВЭБ.рф на сумму 350 млрд. руб. и долговые требования к ПАО «Сбербанк» в размере 150 млрд. руб.

В настоящий момент Банк России выполняет одновременно роли акционера, регулятора и надзорного органа в отношении «Сбербанка». С 2017 года Банк России отдает доходы от участия в его капитале напрямую в бюджет, для этого Государственная Дума ежегодно принимала специальные законы (ФЗ от 05.12.2017 № 370-ФЗ, ФЗ от 28.11.2018 № 454-ФЗ; ФЗ от 02.12.2019 № 385-ФЗ).

Сделка принесет федеральному бюджету 1,25 трлн. руб.

Справочно: дополнительные средства федерального бюджета будут образовываться за счет:

  • «высвобождения» в федеральный бюджет средств ФНБ. Возможности использования средств Фонда ограничены, но часть можно инвестировать – она будет использована в сделке, а возвращенные Банком России средства поступят не обратно в ФНБ, а в федеральный бюджет, и их можно будет перераспределить на необходимые направления;
  • дивидендов от приобретенных акций (около 9% годовых).

Справочно: заместитель Министра финансов РФ А.В.Моисеев: «Когда мы готовились вступать в ОЭСР, до 2014 года нам указывали страны-члены ОЭСР, что это довольно странно, что Центральный банк является владельцем крупнейшего банка страны» (выступление в Государственной Думе, цитата по ТАСС, 22.10.2019 г.).

Справочно: в настоящее время акционеры ПАО «Сбербанк»: