Новое в законодательстве

Предупреждение коррупции среди работников

Минтруд России опубликовал Памятку «Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственность и стимулирование», в соответствии с которой обязанность соблюдать положения утвержденной антикоррупционной политики и локальных нормативных актов организации в сфере предупреждения коррупции рекомендуется включить в трудовые договоры всех работников организации.

Однако необходимо исключить возможность двойного толкования, при котором на отдельных работников такие обязанности не распространяются. Также Минтруд обращает внимание, что на работников, замещающих должности, связанные с высоким коррупционным риском, возлагается больше антикоррупционных стандартов, например, представления декларации о конфликте интересов.

Работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных ТК РФ, за совершения неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей, при условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением коррупции в трудовом договоре.

При применении мер юридической ответственности к работникам, нарушившим положения трудового договора в части соблюдения антикоррупционной политики, также необходимо учитывать следующие основные принципы:

  • адекватность и соразмерность (санкции не должны быть чрезмерно «мягкими» или чрезмерно «жесткими»);
  • применимость (санкции рано или поздно должны быть применены на практике);
  • контроль (санкции должны применяться на основании результатов контрольных мероприятий).

Однако нецелесообразно выстраивать антикоррупционную политику организации исключительно на санкциях. При наличии ресурсных возможностей организация может также выстроить систему стимулирования, направленную на соблюдение деловыми партнерами антикоррупционных стандартов. В целях поощрения работников могут быть предусмотрены как материальные стимулы, так и нематериальные или их совокупность.

Также необходимо учитывать следующие принципы стимулирования:

  • соразмерность (вознаграждение должно соответствовать приложенным сотрудником усилиям);
  • вознаграждение за ожидаемое поведение (практика свидетельствует о том, что ожидаемое поведение (соблюдение антикоррупционных стандартов) также требует стимулирования);
  • достижимость (необходимо устанавливать такие критерии стимулирования, которые возможно достигнуть);
  • объективность (рекомендуется избегать критериев, носящих субъективный характер, или методика расчета которых непонятна работникам);
  • равенство (работники организации, независимо от специфики трудовой деятельности, должны иметь фактическую возможность получить вознаграждение).
Новое в законодательстве

Официальные предостережения от полиции

Совет Федерации одобрил законопроект, согласно которому сотрудники полиции наделяются полномочием на объявление физическому лицу официального предостережения.

Предостережения заключаются в донесении до лица информации о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых было отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественных действий.

Законопроект направлен на приведение Федерального закона от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» в соответствие с Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Согласно последнему, органы внутренних дел, органы прокуратуры Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности и органы уголовно-исполнительной системы являются субъектами профилактики правонарушений, уполномоченными на осуществление профилактического воздействия на граждан в форме объявления официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.

В Федеральном законе от 3 апреля 1995 года «О федеральной службе безопасности» и Федеральном законе от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» такое полномочие закреплено, однако полицейские таким правом не наделены.

Как отмечается в пояснительной записке: «При этом органы внутренних дел являются одним из основных субъектов профилактики правонарушений, так как к их подведомственности отнесено большинство преступлений и административных правонарушений».

Новое в законодательстве

Балльная система для арбитражных управляющих

Ведомства согласовали переход к системе случайного отбора арбитражных управляющих для проведения процедуры банкротства в зависимости от их «послужного списка».

Процедура будет носить балльный характер со случайным выбором среди пятерых подавших заявки управляющих.

Баллы будут накапливаться по результатам уже проведенных процедур банкротства согласно специальной формуле, учитывающей сложность, скорость, степень повышения цены на имущество на торгах и т.п.

«Предполагалось также, что управляющие смогут соревноваться за участие в конкретных делах о банкротстве. В заявке на участие они должны указать количество баллов, которые готовы «потратить» за вхождение в дело (в пределах имеющихся). Случайный отбор планировалось проводить с помочью специального программного обеспечения», — говорится на сайте реестра.

Сейчас арбитражные управляющие для ведения дел о несостоятельности назначаются судом по предложению саморегулируемой организации (СРО), к которой обращается первый инициатор банкротства.

Новое в законодательстве

Заемщикам следует сообщать показатели их долговой нагрузки

В связи с тем, что с 1 октября кредитные и микрофинансовые организации обязаны рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщиков-физлиц (ПДН), ЦБ рекомендует:

  • Информировать физическое лицо о том, что организация обязана рассчитывать в отношении него ПДН при принятии решения о предоставлении ему кредита в сумме 10 000 рублей и более или в эквивалентной сумме в иностранной валюте, а также при принятии решения об увеличении лимита кредитования;
  • Предупреждать физлиц о том, что, в случае не предоставления документов организация может при расчете ПДН использовать данные Росстата о среднедушевом доходе в регионе местонахождения или пребывания клиентов. Это необходимо, поскольку если в таком случае ПДН окажется выше 50%, это может негативно повлиять на условия кредитования.
Новое в законодательстве

Правила организации делопроизводства в кассационных судах общей юрисдикции

В связи с началом работы кассационных СОЮ, Судебный Департамент ВС РФ утвердил Инструкцию по судебному делопроизводству.

Положения инструкции распространяются как на традиционное делопроизводство, так и на организацию работы с документами с использованием специализированных автоматизированных информационных систем ведения судебного делопроизводства (специальные программные средства ПС ГАС «Правосудие»).

С самой инструкцией Вы можете ознакомиться по ссылке.

Новое в законодательстве

Четырехдневной рабочей неделе быть?

Минтруд России направил в Правительство России доклад по вопросу введения в перспективе четырехдневной рабочей недели.

В частности, отмечается, что уменьшение продолжительности рабочего времени при сохранении уровня оплаты труда может способствовать охране здоровья работника, повышению эффективности труда и профессиональной трудоспособности, личностному и профессиональному развитию, более гармоничному сочетанию семейных и производственных обязанностей, высвобождению времени на спорт, культуру, отдых.

Однако, также отмечается, что данный вопрос требует дальнейшего изучения. Вместе с тем, сокращение продолжительности рабочей недели может, к примеру, привести к увеличению издержек на рабочую силу, а также себестоимости продукции.

Минтруд России также обратил внимание, что согласно Трудовому кодексу РФ при взаимном согласии работодателя и работника последнему может быть установлен гибкий режим рабочего времени (статья 102 ТК РФ), а минимальный порог продолжительности рабочего времени Трудовым кодексом РФ не установлен.