Проект нового КоАП от Минюста РФ
В прошлом году Мы писали о концепции нового КоАП РФ.
И вот, год спустя, Минюст опубликовало полноценный проект Кодекса во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 4 июня 2019 г. № ДМ-П4-29пр на основе Концепции нового КоАП РФ, опубликованной 10 июня 2019 г. на официальном сайте Правительства Российской Федерации.
Каким будет новый КоАП РФ?:
Предлагается выделить из действующего КоАП нормы, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях, объединив их в рамках Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сохранив при этом подход, согласно которому процессуальный порядок привлечения к административной ответственности арбитражными судами, рассматривающими в пределах их компетенции дело о привлечении к административной ответственности, регулируется арбитражным процессуальным законодательством.
В свою очередь в новый КоАП законопроектом предлагается включить три раздела:
- Раздел I «Общая часть»;
- Раздел II «Особенная часть»;
- Раздел III «Субъекты административной юрисдикции».
В Общей части нового КоАП отражены вопросы, касающиеся:
- Общих положений законодательства об административных правонарушениях (глава 1);
- Административного правонарушения и административной ответственности (глава 2);
- Административных наказаний и правил их назначения (глава 3);
- Освобождения от административной ответственности и от административного наказания, замены административного наказания (глава 4);
- Административной ответственности несовершеннолетних (глава 5).
В Особенную часть нового КоАП законопроектом предлагается включить 36 глав, объединяющих в себе составы административных правонарушений на основе их классификации по видовым объектам противоправного посягательства.
В Разделе III нового КоАП перечислены субъекты административной юрисдикции, уполномоченные на возбуждение, рассмотрение и пересмотр дел об административных правонарушениях.
К основным новеллам законодательства об административных правонарушениях, вводимых Законопроектом, согласно пояснительной записке, можно отнести следующие:
1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях отнесено установление административной ответственности не только за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, но и законами субъектов Российской Федерации, принятыми по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также законами субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами в области благоустройства территории.
2. Отдельно выделены полномочия органов местного самоуправления в сфере правового регулирования административной ответственности.
3. Расширено действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве, а именно предусмотрено, что лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП в случае, если указанное административное правонарушение направлено против интересов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если указанное лицо не было привлечено за соответствующее деяние к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве. В соответствии с действующим КоАП такое правило распространяется только на административные правонарушения, предусмотренные его статьей 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» КоАП.
4. К числу принципов законодательства об административных правонарушениях отнесены принципы законности, равенства перед законом, презумпция невиновности, принципы справедливости, гуманизма.
5. Выделена категория грубых административных правонарушений.
6. Нормативно закреплены понятия таких видов административных правонарушений, как длящиеся, продолжаемые, однородные и повторные.
Так, длящимся административным правонарушением признается действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния. Административное правонарушение, выражающееся в невыполнении предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку, не является длящимся правонарушением.
Продолжаемым – единое административное правонарушение, которое состоит из ряда тождественных по направленности и содержанию действий (бездействия).
Однородными – административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей или частью статьи Раздела II нового КоАП либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, если новым КоАП либо законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено, что однородными признаются административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же главой нового КоАП либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Повторным – однородное административное правонарушение, совершенное одним и тем же лицом в течение срока, когда это лицо считается подвергнутым административному наказанию.
7. Наряду с гражданами, должностными и юридическими лицами к самостоятельному субъекту административного правонарушения отнесены лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, независимо от соблюдения ими требований законодательства о государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.
8. Закреплено правило о том, что не допускается одновременное привлечение юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение, за исключением отдельных случаев.
9. Исключена возможность назначения нескольких административных наказаний при выявлении однородных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей (частью статьи) Раздела II нового КоАП.
10. В целях сокращения числа граждан, привлекаемых к административной ответственности в виде наложения административного штрафа, реализации принципа гуманизма, обеспечения превентивной функции законодательства об административных правонарушениях за общее правило предлагается взять назначение гражданам административного наказания в виде предупреждения за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии отягчающих обстоятельств.
Кроме того, при отсутствии отягчающих обстоятельств предупреждением подлежит замене административное наказание в виде штрафа за впервые совершенное лицом административное правонарушение, не считающееся грубым, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, государственного (муниципального) финансового контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей (частью статьи) Раздела II нового КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с действующим КоАП административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено на предупреждение только являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицам, а также их работникам.
11. Исключены с учетом сложившейся законодательной практики верхний и нижний пределы административного наказания в виде штрафа. Данные размеры предлагается сохранить только для законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением законов городов федерального значения.
12. Возможность конфискации распространена не только на орудия и предметы административного правонарушения, но и на не являющиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения маломерные суда, автомототранспортные средства, а также прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации, принадлежащие на праве собственности лицам, привлеченным к административной ответственности за совершение отдельных административных правонарушений, и не являющиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения орудия охоты или рыболовства.
13. Расширена сфера применения административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения путем его распространения на выезд из Российской Федерации с целью нахождения на определенном международном официальном спортивном соревновании в качестве зрителя.
14. Существенно сокращен предельный срок назначения обязательных работ. В новом КоАП он составит шестьдесят часов вместо двухсот часов в действующей редакции. При этом обязательные работы предлагается не назначать беременным женщинам, родителям (или лицам их заменяющим), воспитывающим детей в возрасте до четырнадцати лет и (или) детей-инвалидов, лицам, осуществляющим уход за инвалидом I и II групп или за ребенком-инвалидом, инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, прокурорским работникам, сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, таможенных органов, органов принудительного исполнения, сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации.
15. Арест, в свою очередь, не будет применяться как к вышеназванным лицам, так и к лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, и лицам, имеющим заболевание, указанное в перечне заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
16. Предусмотрена возможность неназначения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и замены его на административное наказание другого вида.
17. Переименован с учетом его сутевого наполнения такой вид административного наказания как административное приостановление деятельности. В новом КоАП этот вид наказания предлагается именовать как административный запрет деятельности. При этом предельный срок его назначения сокращен с девяноста до тридцати суток.
18. Объединены в отдельной главе и детально прописаны случаи освобождения от административной ответственности и от административного наказания, замены административного наказания.
19. Вопросы административной ответственности несовершеннолетних также урегулированы в отдельной главе нового КоАП.