Новое в законодательстве

Проект нового КоАП от Минюста РФ

В прошлом году Мы писали о концепции нового КоАП РФ.

И вот, год спустя, Минюст опубликовало полноценный проект Кодекса во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 4 июня 2019 г. № ДМ-П4-29пр ‎на основе Концепции нового КоАП РФ, опубликованной 10 июня 2019 г. на официальном сайте Правительства Российской Федерации.

Каким будет новый КоАП РФ?:

Предлагается выделить из действующего ‎КоАП нормы, регламентирующие производство по делам ‎об административных правонарушениях, объединив их в рамках Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сохранив при этом подход, согласно которому процессуальный порядок привлечения к административной ответственности арбитражными судами, рассматривающими в пределах их компетенции дело о привлечении к административной ответственности, регулируется арбитражным процессуальным законодательством.

В свою очередь в новый КоАП законопроектом предлагается включить три раздела:

  • Раздел I «Общая часть»;
  • Раздел II «Особенная часть»;
  • Раздел III «Субъекты административной юрисдикции».

В Общей части нового КоАП отражены вопросы, касающиеся:

  • Общих положений законодательства об административных правонарушениях (глава 1);
  • Административного правонарушения и административной ответственности (глава 2);
  • Административных наказаний и правил их назначения (глава 3);
  • Освобождения от административной ответственности ‎и от административного наказания, замены административного наказания (глава 4);
  • Административной ответственности несовершеннолетних ‎(глава 5).

В Особенную часть нового КоАП законопроектом предлагается включить 36 глав, объединяющих в себе составы административных правонарушений на основе их классификации по видовым объектам противоправного посягательства.

В Разделе III нового КоАП перечислены субъекты административной юрисдикции, уполномоченные на возбуждение, рассмотрение и пересмотр дел об административных правонарушениях.

К основным новеллам законодательства об административных правонарушениях, вводимых Законопроектом, согласно пояснительной записке, можно отнести следующие:

1. К ведению Российской Федерации в области законодательства ‎об административных правонарушениях отнесено установление административной ответственности не только за нарушение правил ‎и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ‎но и законами субъектов Российской Федерации, принятыми ‎по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также законами субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами ‎в области благоустройства территории.

2. Отдельно выделены полномочия органов местного самоуправления в сфере правового регулирования административной ответственности.

3. Расширено действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве, а именно предусмотрено, что лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности ‎в соответствии с КоАП в случае, если указанное административное правонарушение направлено против интересов Российской Федерации, ‎а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если указанное лицо не было привлечено ‎за соответствующее деяние к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве. В соответствии ‎с действующим КоАП такое правило распространяется только ‎на административные правонарушения, предусмотренные ‎его статьей 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» КоАП.

4. К числу принципов законодательства об административных правонарушениях отнесены принципы законности, равенства перед законом, презумпция невиновности, принципы справедливости, гуманизма.

5. Выделена категория грубых административных правонарушений.

6. Нормативно закреплены понятия таких видов административных правонарушений, как длящиеся, продолжаемые, однородные и повторные.

Так, длящимся административным правонарушением признается действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния. Административное правонарушение, выражающееся в невыполнении предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку, не является длящимся правонарушением.

Продолжаемым – единое административное правонарушение, которое состоит из ряда тождественных по направленности ‎и содержанию действий (бездействия).

Однородными – административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей ‎или частью статьи Раздела II нового КоАП либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, если новым КоАП либо законом субъекта Российской Федерации ‎об административных правонарушениях не установлено, ‎что однородными признаются административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же главой нового КоАП либо закона субъекта Российской Федерации ‎об административных правонарушениях.

Повторным – однородное административное правонарушение, совершенное одним и тем же лицом в течение срока, когда это лицо считается подвергнутым административному наказанию.

7. Наряду с гражданами, должностными и юридическими лицами ‎к самостоятельному субъекту административного правонарушения отнесены лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, независимо от соблюдения ими требований законодательства о государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.

8. Закреплено правило о том, что не допускается одновременное привлечение юридического лица и его должностного лица ‎к ответственности за одно и то же административное правонарушение, за исключением отдельных случаев.

9. Исключена возможность назначения нескольких административных наказаний при выявлении однородных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей (частью статьи) Раздела II нового КоАП.

10. В целях сокращения числа граждан, привлекаемых ‎к административной ответственности в виде наложения административного штрафа, реализации принципа гуманизма, обеспечения превентивной функции законодательства об административных правонарушениях за общее правило предлагается взять назначение гражданам административного наказания в виде предупреждения ‎за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии отягчающих обстоятельств.

Кроме того, при отсутствии отягчающих обстоятельств предупреждением подлежит замене административное наказание в виде штрафа за впервые совершенное лицом административное правонарушение, не считающееся грубым, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, государственного (муниципального) финансового контроля, ‎в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей (частью статьи) Раздела II нового КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с действующим КоАП административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено ‎на предупреждение только являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицам, а также их работникам.

11. Исключены с учетом сложившейся законодательной практики верхний и нижний пределы административного наказания в виде штрафа. Данные размеры предлагается сохранить только для законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением законов городов федерального значения.

12. Возможность конфискации распространена не только ‎на орудия и предметы административного правонарушения, но и на не являющиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения маломерные суда, автомототранспортные средства, ‎а также прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации, принадлежащие на праве собственности лицам, привлеченным ‎к административной ответственности за совершение отдельных административных правонарушений, и не являющиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения орудия охоты или рыболовства.

13. Расширена сфера применения административного запрета ‎на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения путем его распространения на выезд из Российской Федерации с целью нахождения на определенном международном официальном спортивном соревновании в качестве зрителя.

14. Существенно сокращен предельный срок назначения обязательных работ. В новом КоАП он составит шестьдесят часов вместо двухсот часов в действующей редакции. При этом обязательные работы предлагается не назначать беременным женщинам, родителям (или лицам их заменяющим), воспитывающим детей в возрасте до четырнадцати лет ‎и (или) детей-инвалидов, лицам, осуществляющим уход за инвалидом I и II групп или за ребенком-инвалидом, инвалидам I и II групп, ‎детям-инвалидам, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, прокурорским работникам, сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, таможенных органов, органов принудительного исполнения, сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации.

15. Арест, в свою очередь, не будет применяться как ‎к вышеназванным лицам, так и к лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, и лицам, имеющим заболевание, указанное в перечне заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

16. Предусмотрена возможность неназначения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и замены его на административное наказание другого вида.

17. Переименован с учетом его сутевого наполнения такой вид административного наказания как административное приостановление деятельности. В новом КоАП этот вид наказания предлагается именовать как административный запрет деятельности. При этом предельный срок его назначения сокращен с девяноста до тридцати суток.

18. Объединены в отдельной главе и детально прописаны ‎случаи освобождения от административной ответственности ‎и от административного наказания, замены административного наказания.

19. Вопросы административной ответственности несовершеннолетних также урегулированы в отдельной главе нового КоАП.

Дайджест

Правовой и налоговый дайджест за май 2023 года

  • 31.05.2023
  • Ознакомиться с важнейшими изменениями в законодательстве за май 2023 года Вы можете здесь.

Дайджест

Правовой и налоговый дайджест за апрель 2023 года

  • 28.04.2023
  • Ознакомиться с важнейшими изменениями в законодательстве за апрель 2023 года Вы можете здесь.

Новое в законодательстве

Основные изменения в налоговое законодательство

1. Основные изменения в часть первую НК РФ

Правила о налогообложении прибыли КИК не будут применяться к прибыли иностранной структуры без образования юрлица, которая является формой осуществления коллективных инвестиций, т.е. в рамках такой конструкции можно не учитывать прибыль, кроме части выплаты КИК дохода участникам.

Налоговых агентов при обнаружении ошибки в расчете хотя бы по одной иностранной организации обяжут сообщать снова о выплатах всем таким иностранным организациям.

Цифровизация не стоит на месте, и НК РФ дополняется положениями по электронному документообороту: развитие использования личных кабинетов, предоставление электронных банковских гарантий, доверенности с усиленной ЭЦП и др.

Физлицо без места жительства и имущества смогут поставить на учет по месту организации – источника дохода (той, которая первая представит сведения сама, либо по сведениям банка). А снять такое физлицо с учета будет возможно, если организацией – источником выплаты в течение 3-х лет не представляются сведения и если физлицо само не подало декларацию.

Сведения в ФНС обяжут представлять: Федеральную палату адвокатов (об изменениях в реестре адвокатов), органы МВД (о выдаче и замене загранпаспортов, изменениях персональных данных), Фонд пенсионного и соцстрахования (об опекунах и попечителях, о недееспособных и ограниченных в дееспособности гражданах, имеющих право на соцподдержку).

В рамках налогового мониторинга налоговики получат право доступа на территорию налогоплательщика, при проверке декларации с НДС к возмещению. Также они смогут проводить осмотры территорий и допросы свидетелей, оставлять без рассмотрения запрос о мотивированном мнении, продлевать срок его рассмотрения и др.

Станет возможным назначение допмероприятий налогового контроля в рамках рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом в случае отмены решения инспекции полностью или в части.

Вводится обязательное досудебное обжалование решений/ действий/бездействий должностных лиц. В отношении, например, взыскания излишне уплаченного налога теперь также нужно соблюсти досудебный порядок.

Такие жалобы, направленные по ТКС или ЛК, могут быть рассмотрены в упрощенном порядке в течение 7 дней, если в жалобе об этом указано. Эти жалобы рассматривает налоговый орган, чей акт, действие/бездействие должностных лиц обжалуется. Итогом может быть лишь отмена акта или решения (или признания незаконными действий/бездействия) и принятие нового решения. В остальных случаях жалоба будет направляться в вышестоящий налоговый орган.

2. Основные изменения в часть вторую НК РФ

НДС

Применять общий порядок возмещения НДС будет возможно в ходе налогового мониторинга.

Уточняются правила освобождения от НДС услуг застройщика. Учитывая наличие спорных ситуаций и неоднозначную позицию самой ФНС, законодатель заменяет термин «услуги застройщика» на «услуги по выполнению функций застройщика», появляется закрытый перечень передаваемых участнику договора объектов, из действия нормы исключаются апартаменты, исключается упоминание об объектах производственного назначения. Еще хотелось бы, чтобы ФНС России прокомментировала какие услуги конкретно она понимает под «услугами застройщика», а какие под понятием «услуги по выполнению функций застройщика». По нашему мнению, такая рокировка не прибавит определенности.

Детализируется понятие международной перевозки. При следовании товара по территории РФ предлагается применять ставку НДС 20%.

Акцизы

Отдельного внимания заслуживает уточнение порядка применения обратного акциза по винограду.

Налог на прибыль

Обратный акциз на виноград включается во внереализационные доходы.

Увеличиваются сроки предоставления документов для освобождения от уплаты авансового платежа по налогу на прибыль.

Перечень прочих расходов дополняется выплатами дистанционным работникам на возмещение расходов на собственное или арендуемое оборудование.

НДФЛ

В части НДФЛ архиважно обратить внимание на дополнение – к доходам от источников в РФ относятся вознаграждения «за работы/услуги/представленные права использования результатов интеллектуальной деятельности (РИД) или средств индивидуализации, если такие работы/услуги права на РИД осуществлены в сети «Интернет» с использованием национальных доменных имён или сетевых адресов в российской национальной доменной зоне и (или) информационных систем, технические средства которых размещены на территории РФ» при соблюдении определенных условий.

Российские компании будут обязаны удержать и уплатить в бюджет НДФЛ по ставке 30% с выплат сотрудникам, утратившим налоговое резидентство РФ. Правда, Минфин разъясняет, что это не касается сотрудников по трудовым договорам. Однако норма сформулирована нечетко и требует уточнений. В большей степени регулирование направлено на увеличение контура доходов, которые могут считаться полученными в России. Например, в отношении блогеров, разработчиков, веб-дизайнеров и многих других лиц включая фрилансеров, которые релоцировались в другую страну более полугода назад и продолжают фактически получать доход от источников в РФ, российская компания-источник должна будет удержать 30% НДФЛ. Опять же, в части НДФЛ ожидаем корректировок от законодателя по вопросу использования российских доменных имен при оказании услуг/выполнения работ/права на РИД.

Спецрежимы

ЕСХН предлагается разрешить применять только тем, у кого доля собственного винограда составляет не менее 70%.

УСН предлагается разрешить применять инвестиционным советникам.

Имущественные налоги

По транспортному налогу предложены нормы в части налогообложения транспортных средств, находящихся в розыске в связи с угоном. Органы внутренних дел обязывают предоставлять в ФНС информацию о транспортных средствах в розыске. Предлагается на основании заявления прекращать исчисление налога с 1-го числа месяца начала розыска до месяца его возврата лицу, на которое это ТС зарегистрировано.

По земельному налогу устанавливаются особенности определения налоговой базы в случаях, когда на участке одновременно расположены объекты жилой и нежилой инфраструктуры, и уточняется формулировка льготы для коренных малочисленных народов Севера. По имущественному налогу расширяется перечень объектов, подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости – это жилые строения и садовые дома, которые законодатель предлагает облагать налогом на имущество вне зависимости от нахождения на приусадебных участках, а список объектов дополняется за счёт многоквартирных и наёмных домов.

Новое в законодательстве

Компания Tax & Legal Management в рейтинге Издательства Коммерсантъ «Лидеры рынка юридических услуг»

Дайджест

Правовой и налоговый дайджест за март 2023 года

  • 31.03.2023
  • Ознакомиться с важнейшими изменениями в законодательстве за март 2023 года Вы можете здесь.