Новое в законодательстве

Проект Процессуального КоАП РФ размещен для повторного обсуждения

Минюстом России размещен для процедуры повторного публичного обсуждения Проект Федерального закона «Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Проект федерального закона подготовлен с учетом положений Концепции нового КоАП, опубликованной на официальном сайте Правительства Российской Федерации.

Законопроект доработан с учетом замечаний и предложений, поступивших в Минюст России по результатам рассмотрения заинтересованными государственными органами и организациями, а также гражданами в ходе публичного обсуждения (в период с 30 января 2020 г. по 27 февраля 2020 г.).

«Реформа законодательства об административных правонарушениях направлена на совершенствование процедуры рассмотрения дел и обеспечение адекватности наказания совершенному правонарушению, а концепция нового КоАП предусматривает разделение административного законодательства на материальное и процессуальное», — заявляет Министерство.

Проект Процессуального КоАП регламентирует порядок производства по делам об административных правонарушениях, исполнения административных наказаний, а также правовой помощи по делам об административных правонарушениях.

Из действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выделены нормы, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях. Они объединены в рамках Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом сохранен подход, согласно которому процессуальный порядок привлечения к административной ответственности арбитражными судами, рассматривающими в пределах их компетенции дело о привлечении к административной ответственности, регулируется арбитражным процессуальным законодательством.

1. Увеличение случаев возможности уплаты административного штрафа в размере половины его размера:

Предлагается установить в качестве общего правила возможность уплаты наложенного административного штрафа с пятидесятипроцентной скидкой в течение двадцати дней с момента вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

Данное правило не будет распространяться на административные правонарушения, являющиеся в соответствии со статьей 2.3 Проекта нового КоАП грубыми, административные правонарушения в сфере транспортной безопасности и отдельные административные правонарушения в сфере дорожного движения (например, повторный проезд на запрещающий сигнал светофора).

2. Перевод документооборота при производстве по делам об административных правонарушениях в цифровой формат:

Предлагается определить порядок использования электронных документов участниками производства по делу об административном правонарушении, установить возможность подачи ими заявлений, ходатайств, жалоб в суд, орган либо должностному лицу, осуществляющим производство по такому делу, в форме электронного документа посредством заполнения соответствующей формы на официальном сайте органа административной юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) через личный кабинет участника судебного процесса. Кроме того, предусмотрена возможность направления и доставки извещений (уведомлений) участникам производства по делу об административном правонарушении с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, а также в личный кабинет участника судебного процесса. «Данные нововведения направлены на оперативность информирования участников производства по делам об административных правонарушениях о совершаемых в отношении них процессуальных действиях и выносимых решениях», — указывают автора Законопроекта.

3. В Проект Процессуального кодекса включены положения, направленные на развитие института состязательности в производстве по делам об административных правонарушениях:

Согласно пункту 5.1.3 Концепции нового КоАП более обстоятельного правового регулирования заслуживает вопрос о развитии института состязательности в производстве по делам об административных правонарушениях. В Проекте Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такой институт предлагается реализовать посредством регламентации возможности участия в процедуре рассмотрения дела об административном правонарушении должностного лица (представителя органа), возбудившего данное дело, а в процедуре пересмотра постановления по делу об административном правонарушении – также должностного лица (представителя органа) вынесшего постановление по делу об административном правонарушении. При необходимости участие должностных лиц в рассмотрении и пересмотре дела об административном правонарушении может быть признано обязательным. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, и представитель органа, возбудивший дело об административном правонарушении, пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, участие в исследовании доказательств, представление своих доводов и объяснений при рассмотрении и пересмотре дела об административном правонарушении.

Таким образом, при разработке Процессуального КоАП ставится задача развития состязательности при рассмотрении и пересмотре дел об административных правонарушениях путем включения в процесс второй стороны – должностного лица (представителя органа), возбудившего или рассмотревшего дело об административном правонарушении.

4. Предусмотрен механизм восстановления прав лиц, незаконно привлеченных к административной ответственности по аналогии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (право на реабилитацию):

В Проект включены положения о компенсации имущественного и морального вреда, причиненного физическому лицу, а также о возмещении имущественного вреда и вреда, причиненного деловой репутации юридического лица, вследствие незаконного привлечения их к административной ответственности либо незаконного применения к ним мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а также положения об аннулировании всех ограничений прав таких лиц, обусловленных фактом незаконного привлечения к административной ответственности. Упомянутые ограничения предусмотрены различными нормативными правовыми актами Российской Федерации и состоят в запрете осуществлять отдельные виды деятельности, пользоваться льготами и преимуществами лицам, привлеченным к административной ответственности за определенные административные правонарушения.

5. Устанавливается право на получение бесплатной юридической помощи в производстве по отдельным делам об административных правонарушениях:

Согласно пункту 5.2.3 Проекта, требуется рассмотреть вопрос об обязательном участии адвоката в производстве по отдельным делам об административных правонарушениях (в частности, по которым предусмотрена возможность применения наказания в виде административного ареста) для оказания квалифицированной юридической помощи, гарантированной статьей 48 Конституции Российской Федерации. При этом, в случаях, когда у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нет адвоката, а его участие в деле является обязательным, участие адвоката могло бы обеспечиваться путем его назначения по аналогии с тем, как это предусмотрено статьей 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с этим, в Проекте предлагается закрепить возможность оказания квалифицированной юридической помощи бесплатно в случаях, когда за совершение административного правонарушения может быть назначено административное наказание в виде административного ареста.

Новое в законодательстве

Налоговые льготы для покупателей российского ПО

  • 25.05.2022
  • В первом чтении принят Законопроект № 77694-8 «О внесении изменений в статью 259-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части установления специального коэффициента к норме амортизации для отдельной категории основных средств)».

    Поправки к законопроекту ожидаются до 17.06.2022 года.

    Поправки разрешат компаниям применять к основной норме амортизации IT-продуктов повышающий коэффициент, но не выше трёх. Его можно будет применять и к основным средствам, входящим в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, и к нематериальным активам, то есть к исключительным правам на программное обеспечение и базы данных из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции. Конкретный коэффициент, который будет применяться при расчете сумм амортизации, налогоплательщики будут определять самостоятельно.

    Принятие законопроекта позволит снизить базу по налогу на прибыль организаций, а также стимулировать покупку российского ПО. Что также будет вести к росту спроса на импортозамещающие продукты.

    С практической точки зрения суть изменений сводится к тому, что:

    • снизится налоговая база и, соответственно, сама сумма налога на прибыль;
    • коэффициент амортизации может применить не только производитель, но и покупатель IT-продуктов;
    • у налогоплательщика появится право выбора: использовать повышающий коэффициент или самостоятельно устанавливать срок амортизации.

    Автор фото: Vitaly

Новое в законодательстве

В первом чтении принят законопроект о налогообложении цифровых финансовых активов

Законопроект «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о налогообложении цифровых прав)».

Основные положения законопроекта:

  • Выпуск цифровых финансовых активов и услуги операторов информационных систем будут освобождены от НДС. Освобождение не коснется следующих услуг: консультативных, по предоставлению прав на использование компьютерных программ.
  • При продаже цифровых активов налоговая база будет определяться как разница между ценой реализации такого актива с учетом суммы налога и ценой приобретения этого актива также с учетом налога.
  • При определении налоговой базы по операциям с цифровыми активами будут учитываться доходы и расходы по всем операциям с ними за отчетный (налоговый) период.
  • Налоговая база по операциям с цифровыми активами будет определяться у организаций совокупно с операциями с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами и отдельно от общей налоговой базы.
  • Российский компании заплатят 13% налога на прибыль, иностранные – 15%.
  • Операторы информационных систем об операциях по отчуждению цифровых финансовых активов обязан сообщить не позднее 1 февраля 2023 года. Ответственность за непредставление таких сведений будет установлена специальной нормой ко второму чтению.

Поправки по документу будут представлены к 15 июня 2022 года.

Автор фото: ready made

Новое в законодательстве

В ТПП России прошло обсуждение законопроекта о Едином налоговом счете

11 мая в Торгово-промышленной палате России прошло совещании, в котором участвовали представители Минфина РФ, Федеральной налоговой службы, депутаты Госдумы, представители бизнес-объединений, предприниматели. Обсуждение касалось законопроекта № 46702-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который предлагает введение единого налогового счета.

Суть нововведений сводится к тому, что деньги будут зачисляться на один счет и распределяться налоговой инспекцией самостоятельно.

Сергей Катырин считает, что законопроект дает ряд неоспоримых преимуществ предпринимателям, прежде всего малым и средним, но в то же время может повлечь и риски.

Заместитель руководителя ФНС России Константин Чекмышев рассказал о разработке Личного кабинета налогоплательщика, который позволяет бизнесу легко осуществить единый налоговый платеж.

Кроме того, идет подготовка к пилотному проекту по апробации технологии ЕНС (1,5 тысячи налогоплательщиков с первого июля начнут применять новую систему, что позволит проверить ее и усовершенствовать, если понадобится).

Ранее мы уже более подробно разбирали содержание самого законопроекта и пояснительной записки к нему.

Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 января 2023 года.

Новое в законодательстве

Мораторий на обеспечительные меры

Распоряжение от 29 апреля 2022 года за подписью замглавы ФНС Константина Чекмышева получили территориальные налоговые органы. Документ в настоящее время есть в распоряжении РБК.

Напомним, что налоговыми органами уже принят ряд мер для поддержки бизнеса: с 9 марта запрещено инициировать банкротство налогоплательщиков, запрет на приостановку операций по счетам при наличии недоимки по налогам.

Итак, новая мера связана с тем, что после вынесения решения о привлечении к ответственности за налоговое нарушение по итогам проверки до 1 июня ведомство не будет применять обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам.

Важно отметить, что данная мера будет касаться не всех налогоплательщиков. Если у налоговиков будут основания полагать, что налогоплательщик точно не выполнит свои обязательства, счет все же заблокируют. Трактовать данное положение в настоящий момент тяжело, так как речь идет о многогранном характере усмотрения.

Автор фото: Monstera

Новое в законодательстве

Облегчение регистрации иностранных компаний в РФ

Федеральный закон от 01.05.2022 № 120-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». (Опубликован на официальном портале правовой информации 01.05.2022 года).

Что изменилось:

  • облегчается процесс признания холдинговой компании, участники которой находятся под санкциями;
  • вводится новое основание постановки иностранных организаций на налоговый учет — в связи с открытием счета в российском банке;
  • режим налоговой тайны распространяется на сведения о доходах физических лиц, поступившие в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия Пенсионному фонду РФ по его запросу.

В первом чтении законопроект касался только вопросов передачи данных из ФНС в Пенсионный фонд, однако, поправка в правила открытия счетов носит срочный характер, так как связана с вопросами оплаты за газ в российских рублях.

Чтобы провести оплату, покупатель из недружественной страны должен открыть счет в Газпромбанке и перевести туда средства в валюте. Кредитная организация конвертирует деньги в рубли и направит их «Газпрому».

Автор фото: Monstera