Новое в законодательстве

Проект Процессуального КоАП РФ размещен для повторного обсуждения

Минюстом России размещен для процедуры повторного публичного обсуждения Проект Федерального закона «Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Проект федерального закона подготовлен с учетом положений Концепции нового КоАП, опубликованной на официальном сайте Правительства Российской Федерации.

Законопроект доработан с учетом замечаний и предложений, поступивших в Минюст России по результатам рассмотрения заинтересованными государственными органами и организациями, а также гражданами в ходе публичного обсуждения (в период с 30 января 2020 г. по 27 февраля 2020 г.).

«Реформа законодательства об административных правонарушениях направлена на совершенствование процедуры рассмотрения дел и обеспечение адекватности наказания совершенному правонарушению, а концепция нового КоАП предусматривает разделение административного законодательства на материальное и процессуальное», — заявляет Министерство.

Проект Процессуального КоАП регламентирует порядок производства по делам об административных правонарушениях, исполнения административных наказаний, а также правовой помощи по делам об административных правонарушениях.

Из действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выделены нормы, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях. Они объединены в рамках Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом сохранен подход, согласно которому процессуальный порядок привлечения к административной ответственности арбитражными судами, рассматривающими в пределах их компетенции дело о привлечении к административной ответственности, регулируется арбитражным процессуальным законодательством.

1. Увеличение случаев возможности уплаты административного штрафа в размере половины его размера:

Предлагается установить в качестве общего правила возможность уплаты наложенного административного штрафа с пятидесятипроцентной скидкой в течение двадцати дней с момента вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

Данное правило не будет распространяться на административные правонарушения, являющиеся в соответствии со статьей 2.3 Проекта нового КоАП грубыми, административные правонарушения в сфере транспортной безопасности и отдельные административные правонарушения в сфере дорожного движения (например, повторный проезд на запрещающий сигнал светофора).

2. Перевод документооборота при производстве по делам об административных правонарушениях в цифровой формат:

Предлагается определить порядок использования электронных документов участниками производства по делу об административном правонарушении, установить возможность подачи ими заявлений, ходатайств, жалоб в суд, орган либо должностному лицу, осуществляющим производство по такому делу, в форме электронного документа посредством заполнения соответствующей формы на официальном сайте органа административной юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) через личный кабинет участника судебного процесса. Кроме того, предусмотрена возможность направления и доставки извещений (уведомлений) участникам производства по делу об административном правонарушении с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, а также в личный кабинет участника судебного процесса. «Данные нововведения направлены на оперативность информирования участников производства по делам об административных правонарушениях о совершаемых в отношении них процессуальных действиях и выносимых решениях», — указывают автора Законопроекта.

3. В Проект Процессуального кодекса включены положения, направленные на развитие института состязательности в производстве по делам об административных правонарушениях:

Согласно пункту 5.1.3 Концепции нового КоАП более обстоятельного правового регулирования заслуживает вопрос о развитии института состязательности в производстве по делам об административных правонарушениях. В Проекте Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такой институт предлагается реализовать посредством регламентации возможности участия в процедуре рассмотрения дела об административном правонарушении должностного лица (представителя органа), возбудившего данное дело, а в процедуре пересмотра постановления по делу об административном правонарушении – также должностного лица (представителя органа) вынесшего постановление по делу об административном правонарушении. При необходимости участие должностных лиц в рассмотрении и пересмотре дела об административном правонарушении может быть признано обязательным. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, и представитель органа, возбудивший дело об административном правонарушении, пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, участие в исследовании доказательств, представление своих доводов и объяснений при рассмотрении и пересмотре дела об административном правонарушении.

Таким образом, при разработке Процессуального КоАП ставится задача развития состязательности при рассмотрении и пересмотре дел об административных правонарушениях путем включения в процесс второй стороны – должностного лица (представителя органа), возбудившего или рассмотревшего дело об административном правонарушении.

4. Предусмотрен механизм восстановления прав лиц, незаконно привлеченных к административной ответственности по аналогии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (право на реабилитацию):

В Проект включены положения о компенсации имущественного и морального вреда, причиненного физическому лицу, а также о возмещении имущественного вреда и вреда, причиненного деловой репутации юридического лица, вследствие незаконного привлечения их к административной ответственности либо незаконного применения к ним мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а также положения об аннулировании всех ограничений прав таких лиц, обусловленных фактом незаконного привлечения к административной ответственности. Упомянутые ограничения предусмотрены различными нормативными правовыми актами Российской Федерации и состоят в запрете осуществлять отдельные виды деятельности, пользоваться льготами и преимуществами лицам, привлеченным к административной ответственности за определенные административные правонарушения.

5. Устанавливается право на получение бесплатной юридической помощи в производстве по отдельным делам об административных правонарушениях:

Согласно пункту 5.2.3 Проекта, требуется рассмотреть вопрос об обязательном участии адвоката в производстве по отдельным делам об административных правонарушениях (в частности, по которым предусмотрена возможность применения наказания в виде административного ареста) для оказания квалифицированной юридической помощи, гарантированной статьей 48 Конституции Российской Федерации. При этом, в случаях, когда у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нет адвоката, а его участие в деле является обязательным, участие адвоката могло бы обеспечиваться путем его назначения по аналогии с тем, как это предусмотрено статьей 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с этим, в Проекте предлагается закрепить возможность оказания квалифицированной юридической помощи бесплатно в случаях, когда за совершение административного правонарушения может быть назначено административное наказание в виде административного ареста.

Дайджест

Правовой и налоговый дайджест за май 2023 года

  • 31.05.2023
  • Ознакомиться с важнейшими изменениями в законодательстве за май 2023 года Вы можете здесь.

Дайджест

Правовой и налоговый дайджест за апрель 2023 года

  • 28.04.2023
  • Ознакомиться с важнейшими изменениями в законодательстве за апрель 2023 года Вы можете здесь.

Новое в законодательстве

Основные изменения в налоговое законодательство

1. Основные изменения в часть первую НК РФ

Правила о налогообложении прибыли КИК не будут применяться к прибыли иностранной структуры без образования юрлица, которая является формой осуществления коллективных инвестиций, т.е. в рамках такой конструкции можно не учитывать прибыль, кроме части выплаты КИК дохода участникам.

Налоговых агентов при обнаружении ошибки в расчете хотя бы по одной иностранной организации обяжут сообщать снова о выплатах всем таким иностранным организациям.

Цифровизация не стоит на месте, и НК РФ дополняется положениями по электронному документообороту: развитие использования личных кабинетов, предоставление электронных банковских гарантий, доверенности с усиленной ЭЦП и др.

Физлицо без места жительства и имущества смогут поставить на учет по месту организации – источника дохода (той, которая первая представит сведения сама, либо по сведениям банка). А снять такое физлицо с учета будет возможно, если организацией – источником выплаты в течение 3-х лет не представляются сведения и если физлицо само не подало декларацию.

Сведения в ФНС обяжут представлять: Федеральную палату адвокатов (об изменениях в реестре адвокатов), органы МВД (о выдаче и замене загранпаспортов, изменениях персональных данных), Фонд пенсионного и соцстрахования (об опекунах и попечителях, о недееспособных и ограниченных в дееспособности гражданах, имеющих право на соцподдержку).

В рамках налогового мониторинга налоговики получат право доступа на территорию налогоплательщика, при проверке декларации с НДС к возмещению. Также они смогут проводить осмотры территорий и допросы свидетелей, оставлять без рассмотрения запрос о мотивированном мнении, продлевать срок его рассмотрения и др.

Станет возможным назначение допмероприятий налогового контроля в рамках рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом в случае отмены решения инспекции полностью или в части.

Вводится обязательное досудебное обжалование решений/ действий/бездействий должностных лиц. В отношении, например, взыскания излишне уплаченного налога теперь также нужно соблюсти досудебный порядок.

Такие жалобы, направленные по ТКС или ЛК, могут быть рассмотрены в упрощенном порядке в течение 7 дней, если в жалобе об этом указано. Эти жалобы рассматривает налоговый орган, чей акт, действие/бездействие должностных лиц обжалуется. Итогом может быть лишь отмена акта или решения (или признания незаконными действий/бездействия) и принятие нового решения. В остальных случаях жалоба будет направляться в вышестоящий налоговый орган.

2. Основные изменения в часть вторую НК РФ

НДС

Применять общий порядок возмещения НДС будет возможно в ходе налогового мониторинга.

Уточняются правила освобождения от НДС услуг застройщика. Учитывая наличие спорных ситуаций и неоднозначную позицию самой ФНС, законодатель заменяет термин «услуги застройщика» на «услуги по выполнению функций застройщика», появляется закрытый перечень передаваемых участнику договора объектов, из действия нормы исключаются апартаменты, исключается упоминание об объектах производственного назначения. Еще хотелось бы, чтобы ФНС России прокомментировала какие услуги конкретно она понимает под «услугами застройщика», а какие под понятием «услуги по выполнению функций застройщика». По нашему мнению, такая рокировка не прибавит определенности.

Детализируется понятие международной перевозки. При следовании товара по территории РФ предлагается применять ставку НДС 20%.

Акцизы

Отдельного внимания заслуживает уточнение порядка применения обратного акциза по винограду.

Налог на прибыль

Обратный акциз на виноград включается во внереализационные доходы.

Увеличиваются сроки предоставления документов для освобождения от уплаты авансового платежа по налогу на прибыль.

Перечень прочих расходов дополняется выплатами дистанционным работникам на возмещение расходов на собственное или арендуемое оборудование.

НДФЛ

В части НДФЛ архиважно обратить внимание на дополнение – к доходам от источников в РФ относятся вознаграждения «за работы/услуги/представленные права использования результатов интеллектуальной деятельности (РИД) или средств индивидуализации, если такие работы/услуги права на РИД осуществлены в сети «Интернет» с использованием национальных доменных имён или сетевых адресов в российской национальной доменной зоне и (или) информационных систем, технические средства которых размещены на территории РФ» при соблюдении определенных условий.

Российские компании будут обязаны удержать и уплатить в бюджет НДФЛ по ставке 30% с выплат сотрудникам, утратившим налоговое резидентство РФ. Правда, Минфин разъясняет, что это не касается сотрудников по трудовым договорам. Однако норма сформулирована нечетко и требует уточнений. В большей степени регулирование направлено на увеличение контура доходов, которые могут считаться полученными в России. Например, в отношении блогеров, разработчиков, веб-дизайнеров и многих других лиц включая фрилансеров, которые релоцировались в другую страну более полугода назад и продолжают фактически получать доход от источников в РФ, российская компания-источник должна будет удержать 30% НДФЛ. Опять же, в части НДФЛ ожидаем корректировок от законодателя по вопросу использования российских доменных имен при оказании услуг/выполнения работ/права на РИД.

Спецрежимы

ЕСХН предлагается разрешить применять только тем, у кого доля собственного винограда составляет не менее 70%.

УСН предлагается разрешить применять инвестиционным советникам.

Имущественные налоги

По транспортному налогу предложены нормы в части налогообложения транспортных средств, находящихся в розыске в связи с угоном. Органы внутренних дел обязывают предоставлять в ФНС информацию о транспортных средствах в розыске. Предлагается на основании заявления прекращать исчисление налога с 1-го числа месяца начала розыска до месяца его возврата лицу, на которое это ТС зарегистрировано.

По земельному налогу устанавливаются особенности определения налоговой базы в случаях, когда на участке одновременно расположены объекты жилой и нежилой инфраструктуры, и уточняется формулировка льготы для коренных малочисленных народов Севера. По имущественному налогу расширяется перечень объектов, подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости – это жилые строения и садовые дома, которые законодатель предлагает облагать налогом на имущество вне зависимости от нахождения на приусадебных участках, а список объектов дополняется за счёт многоквартирных и наёмных домов.

Новое в законодательстве

Компания Tax & Legal Management в рейтинге Издательства Коммерсантъ «Лидеры рынка юридических услуг»

Дайджест

Правовой и налоговый дайджест за март 2023 года

  • 31.03.2023
  • Ознакомиться с важнейшими изменениями в законодательстве за март 2023 года Вы можете здесь.