Новое в законодательстве

С 1 октября вновь будут штрафовать

Действие моратория, в соответствии с которым было приостановлено применение штрафных санкций за нарушение законодательства РФ о применение контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в общественном транспорте, а также за услуги в сфере ЖКХ. Указанный мораторий действовал в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 03.07.2019 № 171-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.06.2020 № 184-ФЗ), и завершается 1 октября.

В связи с чем, необходимо приобрести контрольно-кассовую технику, заключить договор с оператором фискальных данных, зарегистрировать ККТ в налоговых органах, а также обучить персонал правилам применения ККТ.

Новое в законодательстве

Закон о «приземлении». Кого затронет?

Федеральный закон от 01.07.2021 № 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации».

Итак, иностранным лицом, осуществляющем деятельность в интернете на территории РФ, считается лицо, сайты которого в течение суток посещает более 500 000 пользователей из России, и если имеет место хотя бы одна из следующих ситуаций:

  • на интернет-ресурсе доступна информация на русском языке, государственных языках республик РФ или иных языках народов РФ;
  • на интернет-ресурсе распространяется реклама, направленная на потребителей, находящихся в России;
  • иностранное лицо осуществляет обработку сведений о пользователях, находящихся на территории РФ;
  • иностранное лицо получает денежные средства от российских физических и юридических лиц.

А также те, кто, не имея такой посещаемости:

  • обеспечивают размещение в Интернете информационных ресурсов с пользователями в России. Такими лицами являются, например, хостинг-провайдеры;
  • являются операторами рекламных систем, с помощью которых организуется распространение в Интернете рекламы, направленной на российских потребителей;
  • обеспечивают работу программ для ЭВМ и информационных систем для приема, передачи, доставки и обработки электронных сообщений интернет-пользователей, находящихся в РФ.

И здесь важно отметить, что под действие «закона о приземлении» могут попасть не только иностранные социальные сети, крупные интернет-магазины, поисковые системы, магазины приложений и облачные сервисы, но и многие другие компании. Ведь методика определения еще не утверждена.

И первое, что нужно сделать всем сомневающимся лицам – это получить разъяснения в Роскомнадзоре.

Второе — выбрать «форму присутствия». А это не просто: оформить российское юридическое лицо, представительство или филиал. Так как налоговые последствия совершенно разные. При создании филиала и представительства возникнет необходимость постановки на налоговый учет компании. При осуществлении продаж в России возникнет вопрос с НДС и необходимостью постоянного представительства иностранной компании.

Новое в законодательстве

О маркировке

1. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2021 № 2402-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р».

Изменения коснулись списка товаров, изготовленных ремесленниками, не подлежащих маркировке. Туда вошли предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи, трикотажные блузки машинной и ручной вязки, пальто, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное.

Помимо этого, срок введения обязательной маркировки велосипедов переносится с 1 сентября 2021 года на 1 марта 2022 года.

2. Постановление Правительства РФ от 01.09.2021 № 1459 «О внесении изменений в Правила маркировки обувных товаров средствами идентификации».

Данное Постановление вносит изменения в правила маркировки обувных товаров средствами идентификации. Определен перечень дополнительных сведений, включаемых в уведомление о вводе в оборот обувных товаров, произведенных на территории государства — члена ЕАЭС.

3. Постановление Правительства РФ от 31.08.2021 № 1449 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Указаны особенности введения в оборот молочной продукции, маркированной средствами идентификации ЕАЭС.

4. Информация о том, почему могут отказать в приеме уведомлений об остатках товаров в рамках системы прослеживаемости на официальном сайте ФНС.

Важно отслеживать классификационный кода товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Кроме того, следует обращать внимание на присвоение налогоплательщиком номера и даты уведомления об остатках.

Новое в законодательстве

Обзор Писем ФНС за август 2021 года

Хотелось бы кратко освятить содержание Писем, выпущенных службой в августе.

1. Письмо ФНС России от 19.08.2021 № СД-4-21/11696@ — о форме.

С 18.08.2021 г. может быть применена форма заявления о прекращении исчисления транспортного налога в связи с принудительным изъятием транспортного средства.

Форма утверждена приказом ФНС России от 19.07.2021 № ЕД-7-21/675@, который, соответственно, был опубликован 18 августа, о чем и сообщает налоговая служба.

2. Письмо ФНС России от 04.08.2021 № СД-4-11/11028@ — о дивидендах.

ФНС разъяснила, как в расчете 6-НДФЛ отразить сумму дохода в виде дивидендов от участия в российской организации. Сумма дохода в виде дивидендов указывается в поле «Сумма дохода» Приложения «Сведения о доходах и соответствующих вычетах по месяцам налогового периода» к Справке о доходах и суммах налога физического лица (приложение № 1 к расчету по форме 6-НДФЛ) с указанием в поле «Код дохода» 1010. При этом поля «Код вычета» и «Сумма вычета» не заполняются.

Кроме того, Письмо содержит конкретный пример порядка заполнения.

3. Информация ФНС России от 19.08.2021 – о сроках.

Минимальный срок владения имуществом, оплаченным по договору ДДУ, отсчитывается с момента полной оплаты стоимости объекта. ФНС России же дополняет, что факт дополнительной оплаты в связи с увеличением площади жилого помещения после ввода в эксплуатацию объекта строительства при определении минимального срока владения в отношении такого жилого помещения не учитывается.

4. Письмо ФНС России от 17.08.2021 № СД-4-3/11571@ — о корректировочном счете-фактуре.

С 01.07.2021 корректировочный счет-фактура дополнен порядковым номером записи поставляемых (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.

Для указания в корректировочном счете-фактуре (в том числе в едином КСФ) значения реквизита порядкового номера записи поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг, имущественных прав) в счете-фактуре, к которому составляется КСФ, предусмотрен элемент с сокращенным наименованием «ПорНомТовВСЧФ» (таблица 5.12 «Сведения о товаре (работе, услуге), имущественном праве (СведТов)».

Еще добавлена новая строка и три графы.

5. Письмо ФНС России от 02.08.2021 № ЕА-4-15/10853@ — о декларации.

Предложен шаблон требования о предоставлении физлицом пояснений о причинах непредставления декларации по НДФЛ в случае продажи или получения объекта недвижимости в дар. Шаблон можно найти в приложении к Письму.

6. Письмо ФНС России от 02.08.2021 № ЕА-4-15/10852@ — об ответственности.

В письме сообщается о поступающих жалобах по поводу необоснованного привлечения к налоговой ответственности в случаях, когда налоговыми агентами самостоятельно выявляются факты несвоевременной уплаты (неполной уплаты) сумм НДФЛ до составления акта по результатам камеральной налоговой проверки, а также осуществляется самостоятельное перечисление сумм пени и задолженности по НДФЛ (т.е. выполняются условия освобождения от ответственности, предусмотренные пунктом 2 статьи 123 НК РФ).

Отсутствие контроля за фактическим исполнением налоговым агентом обязательств по уплате НДФЛ позднее предусмотренного Кодексом срока приводит к вынесению налоговыми органами необоснованных решений о привлечении к налоговой ответственности и нарушению прав и законных интересов налогоплательщиков.

Новое в законодательстве

Преференции

Законопроект № 1230464-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Свободная экономическая зона на территории Крыма и Севастополя работает с 2015 года. И на данный момент появилась необходимость совершенствования законодательства в данной области.

Предлагается вдвое повысить минимальный объем капвложений участников в первые три года реализации инвестпроектов — с 30 млн. до 60 млн. руб. (с 3 млн. до 6 млн. руб. — для малого бизнеса) и расширить права региона по утверждению инициатив участников. Кроме того, предусмотреть возможность устанавливать субъекту РФ ограничения по виду деятельности для участников СЭЗ.

Помимо прочего, пояснительная записка говорит о необходимости соблюдения условий соглашений и порядке их расторжения, в том числе по решению суда.

Эти меры направлены на осуществление возможности быстрого реагирования со стороны местных властей, но и ранее уже заявлялось о нестабильности условий в СЭЗ. Теперь еще и повышение сумы капиталовложений не способствует привлекательности для небольших инвесторов.

Весь пакет документов, связанный с законопроектом, был зарегистрирован и направлен Председателю Госдумы 10.08.2021г.

Еще одна территория, которую возможно свяжут с возможностью получения преференциального режима – Курильские острова.

«О решениях по итогам рабочей поездки в Сахалинскую область».

Уже до 1 сентября поручено разработать и представить согласованные предложения, предусматривающие:

  • освобождение от уплаты таких налогов и сборов, как налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций, земельный налог, транспортный налог на определённый срок;
  • таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
  • пониженные ставки обязательных платежей по страховым взносам в размере 7,6% на определённый срок.
Новое в законодательстве

Обзор правовых позиций КС РФ и ВС РФ по вопросам налогообложения за II квартал 2021 года

ФНС России выпустила очередной обзор правовых позиций по вопросам налогообложения, отраженных в судебных актах Высших судебных инстанций (Письмо ФНС России от 28.07.2021 № БВ-4-7/10638 «Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2021 года»).

Десять самых важных выводов мы выделили и отразили ниже по тексту:

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.05.2021 № 17-П: одни и те же фактические обстоятельства не должны вести к разным последствиям при привлечении к ответственности организации и ее должностного лица.

2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2021 № 12-П: освобождение индивидуального предпринимателя от обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за период беременности возможно при установлении судом обстоятельств исключительного характера.

3. Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.2021 № 375-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества «Олкон»: для корректного определения объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых правоприменительным органам требуется в каждом случае установить, является ли конкретная операция частью технологического цикла по добыче, а равно является ли содержащаяся в добытой породе продукция первой по своему качеству, соответствующей требованиям применимых стандартов (или же таковой является продукция, полученная путем ее дальнейшей переработки).

4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.2021 № 373-О: из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует налогообложение по кадастровой стоимости таких объектов недвижимого имущества, которые хотя и не относятся непосредственно к помещениям, используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, но расположены в зданиях (строениях, сооружениях), относящихся к торговым центрам (комплексам).

5. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.03.2021 № 580-О: положения пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая предельный срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и не предусматривая возможности проведения таких мероприятий повторно, направлены на защиту прав налогоплательщика от необоснованно длительного вмешательства налогового органа в его хозяйственную деятельность.

6. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2021 № 307-ЭС21-2135 по делу № А21-10479/2019: превышение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах (совершение определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля с нарушением сроков) само по себе не лишает налоговый орган права на принятие мер внесудебного взыскания, предусмотренных статьями 46 — 47 Налогового кодекса РФ, но, во всяком случае, ограничивает возможность взыскания пределами двух лет.

7. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2021 № 309-ЭС20-23981 по делу № А76-46624/2019: право на вычет фактически понесенных расходов при исчислении налога на прибыль может быть реализовано налогоплательщиком, содействовавшим в устранении потерь казны.

8. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2021 № 308-ЭС21-364 по делу № А20-5385/2019: в отношении товаров, приобретенных у организаций-банкротов в рамках осуществления их текущей хозяйственной деятельности в период действия подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ (т.е. до 01.01.2021), налогоплательщики — покупатели принимают к вычету предъявленные им суммы налога на общих основаниях.

9. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2021 № 306-ЭС20-20307 по делу № А72-18565/2019: вне зависимости от финансового результата деятельности налогоплательщика (прибыль или убыток), полученного в периоде возникновения ошибки (искажения), для целей применения абзаца третьего пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации значение имеет влияние допущенной ошибки (искажения) на состояние расчетов с бюджетом в этом и (или) последующих периодах — до периода, в котором налогоплательщиком заявлен перерасчет.

10. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.05.2021 № 308-ЭС20-23222 по делу № А32-56709/2019: в целях разграничения имущества налогоплательщика на движимое и недвижимое необходимо использовать установленные в бухгалтерском учете формализованные критерии признания имущества в качестве соответствующих объектов основных средств.