Новое в законодательстве

Увеличение штрафов за незаконную частную охранную деятельность

Государственная Дума приняла законопроект, вносящий изменения в КоАП РФ.

Законопроект предусматривает увеличение штрафных санкций за незаконную частную охранную деятельность для:

  • Физических лиц — в размере от 2500 до 5000 руб.;
  • Должностных лиц – от 5000 до 10 000 руб.;
  • Для юрлиц – от 30 000 до 60 000 руб.

За повторное нарушение гражданам будет грозить административный штраф от 2500 до 5000 руб. или обязательные работы на срок от 100 до 200 часов. Должностных лиц в этом случае ждет наказание в виде дисквалификации сроком до трёх лет, юрлиц – штраф от 50 000 до 100 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

«Анализ правоприменительной практики показывает, что существующие механизмы для пресечения случаев осуществления незаконной частной охранной деятельности малоэффективны», – говорится в пояснительной записке.

Новое в законодательстве

Важная информация от Минфин РФ

07 апреля Минфин РФ и ФНС РФ опубликовали совместное Письмо «О сроках представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г. в связи с установлением нерабочих дней с 4 апреля по 30 апреля 2020 г.».

На что важно обратить Ваше внимание в данном Письме:

  • Бухгалтерская отчетность должна быть представлена в инспекцию 6 мая 2020 г.
  • Продление срока представления годовой бухгалтерской отчетности на 3 месяца (согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 409) распространяется только на тех налогоплательщиков, которые не участвуют в формировании государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности. Для них срок окончания представления обязательного экземпляра бухотчетности 30.06.2020 г.
  • В органы государственной статистики организации, указанные в п. 2, тем не менее, обязаны представить годовую бухгалтерскую отчетность 06.05.2020 г.
Новое в законодательстве

Оказываем благотворительную помощь. А что с налогами?

Многие бизнесмены в условиях распространения коронавируса оказывают безвозмездную помощь и гражданам, и благотворительным организациям, и врачам: делают денежные пожертвования, предоставляют помещения, автомобили, бесплатные обеды, продукты питания, лекарства, средства индивидуальной защиты. Но необходимо учитывать налоговые последствия такой помощи.

По общему правилу для целей НДС передача денежных средств не признается реализацией товаров (работ, услуг), тогда как передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе такой реализацией признается (подпункт 1 пункта 3 статьи 39, подпункт 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ).

В то же время такая передача освобождается от обложения НДС, если она осуществляется в рамках благотворительной деятельности  (пункт 3 статьи 149 НК РФ).

При этом необходимо оформить документы, подтверждающие право на освобождение от налогообложения:

  • договор о безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • акт приема-передачи товаров (работ, услуг), имущественных прав или иной документ, подтверждающий передачу.

В отсутствие подтверждающих документов существует высокий риск того, что благотворитель не сможет подтвердить право на освобождение от НДС.

Освобождение нельзя применить и в том случае, если речь идет о передаче подакцизных товаров, что может оказаться актуальным в отношении передачи дезинфицирующих средств.

При исчислении налога на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей (пункт 16 статьи 270 НК РФ). Никаких исключений в отношении благотворительной помощи нормы главы 25 НК РФ не содержат.

Здесь нужно учитывать, что не могут быть приняты затраты не только на приобретение товаров (работ, услуг), переданных в благотворительных целях, но и амортизация по объектам основных средств за период их передачи в безвозмездное пользование, а также расходы на оплату труда (и страховые взносы) персонала, который был занят в производстве переданных на благотворительность товаров (работ, услуг).

При исчислении единого налога при УСН (база доходы минус расходы) действует аналогичное правило: расходы, указанные в статье 270 НК РФ, при применении упрощенной системы налогообложения не принимаются (пункт 2 статьи 346.16 НК РФ).

Законами субъектов РФ может быть установлено право уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов – применение инвестиционного налогового вычета при исчислении налога на прибыль (пункт  1 статьи 286.1 НК РФ). Необходимо учитывать, что:

  • это право должно быть предусмотрено законом субъекта РФ (но не везде такие законы приняты);
  • пожертвования должны быть перечислены государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений. То есть, если помощь оказывается, например, непосредственно гражданам, то применение этого вычета будет невозможно;
  • не все организации могут такой вычет применить (это относится, например, к резидентам ОЭЗ, участникам региональных инвестиционных проектов, СЭЗ, ТОР. Перечень таких организаций указан в пункте 11 статьи 286.1 НК РФ).

Также для благотворительных организаций законами субъектов РФ могут быть предусмотрены пониженные налоговые ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ. Но, опять же, необходимо, чтобы субъектом РФ был принят соответствующий закон, и были соблюдены условия для применения такой пониженной ставки, предусмотренные этим законом (и опять-таки, не везде такие законы приняты).

Если благотворителем будет не организация, а физическое лицо, то у него имеется право на получение социального налогового вычета. Но реализовать это право можно при соблюдении следующих условий:

  • вычет применяется только в отношении доходов, облагаемых по ставке 13%. То есть, например, индивидуальные предприниматели на УСН, ЕНВД, патенте не смогут воспользоваться этим вычетом;
  • вычет предоставляется в сумме, направленной физическим лицом в течение года на благотворительные цели в виде денежной помощи категориям получателей (благотворительным организациям, НКО, религиозным организациям, перечень и некоторые условия приведены в пункте 1 статьи 219 НК РФ). То есть опять же, если помощь оказывалась гражданам, то право на вычет не возникает;
  • вычет не может превышать 25% полученного физическим лицом за год дохода.

Причем неиспользованный в налоговом периоде остаток вычета не следующие налоговые периоды не переносится.

Законом субъекта РФ может быть увеличен предельный размер вычета (но не более 30% суммы дохода физического лица) и установлены категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов), пожертвования которым могут быть приняты к вычету в увеличенном предельном размере.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы выразить надежду, что в сложившихся тяжелых для экономики условиях одной из мер поддержки окажутся действия властей субъектов РФ, которые воспользуются предоставленными им полномочиями и через снижение налогового бремени поддержат тех, кто не остался равнодушным и проявил свою гражданскую ответственность.

Новое в законодательстве

Административные штрафы в период режима «самоизоляции»

Для урегулирования и установления ответственности за нарушение режима самоизоляции и карантина, а также установления ответственности за распространение фейковых новостей о коронавирусе были внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, установленные Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Вышеназванным Федеральным Законом внесены изменения в ст. ст. 6.3 и 20.6.1 КоАП РФ.

КоАП РФ Статья 6.3. «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»

1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 100 до 500 руб.;
  • на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий — влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 15 000 до 40 000 руб.;
  • на должностных лиц — от 50 000 до 150 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 50 000 до 150 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 200 000 до 500 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 150 000 до 300 000 руб.;
  • на должностных лиц — от 300 000 до 500 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

КоАП РФ Статья 20.6.1. «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения»

1. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1 000 до 30 000 руб.;
  • на должностных лиц — от 10 000 до 50 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 300 000 руб.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 15 000 до 50 000 руб.;
  • на должностных лиц — от 300 000 до 500 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 500 000 до одного 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В Кодекс города Москвы об административных правонарушениях также были внесены соответствующие изменения.

Статья 3.18.1. Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях «Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы»

1. Неисполнение требований о временной приостановке проведения мероприятий с очным присутствием граждан, а также работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общественного питания, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий), если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, — влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 30 до 40 тысяч руб.;
  • на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 руб.

2. Невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, — влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере 4 000 рублей.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере 5 000 руб.;
  • на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 руб.

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, с использованием транспортного средства — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5 000 руб.

Исходя из толкования вышеуказанный норм, а также разъяснений, данных депутатами государственной думы Российской Федерации и опубликованных в «Российской Газете» усматривается, что ст. 6.3 КоАП РФ касается не всех нарушивших режим самоизоляции, а ответственность наступает для тех, кто вернулся из неблагополучных в плане распространения вируса стран и нарушил карантин, кто инфицирован и не соблюдает режим.

Для всех остальных граждан, нарушивших режим самоизоляции, ответственность наступает по ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Стоит отметить, что не подлежат административной ответственности граждане, направляющиеся к месту или из места осуществления трудовой деятельности, если организация, входит в перечень организаций, на которую не распространяется Указ Президента Российской Федерации № 239 от 02.04.2020, а также граждане, покинувшие квартиру в целях обращения за экстренной медицинской помощью, для похода в ближайший продовольственный магазин или аптеку, для выгула домашних животных (на расстоянии не более 100 метров от дома) и выноса мусора.

Однако, правоприменительная практика, на данный момент, складывается противоречащим образом, так как в отношении ряда граждан составлялись протоколы об административном правонарушении, именно по ст. 6.3 КоАП РФ.

Предполагаемая инструкция при задержании и привлечении к административной ответственности:

В случае, если Вас остановил полицейский, необходимо попросить его представиться, назвать должность, звание и предъявить служебное удостоверение (если имеется возможность записать эти данные и номер нагрудного знака сотрудника).

Для сотрудника полиции это является не правом, а обязанностью, установленной п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О Полиции».

Установить цель и причину задержания, таковыми могут являться: действия в рамках КоАП РФ, например, получение объяснений или составление протокола об административных правонарушениях.

При наличии возможности воспользоваться видеосъемкой или аудиозаписью общения с сотрудниками (осуществление записи может оградить Вас от неправомерных действий со стороны полицейских, а также возможностью приобщить данный материал в суде к материалам дела в качестве доказательств).

Предъявить паспорт или иной документ удостоверяющий личность, представляется возможным только после того, как сотрудник полиции уточнит причину остановки и разъяснит, что имеется повод и основания для возбуждения в отношении гражданина дела об административном правонарушении.

В случае, если лицо осуществляет трудовую деятельность в организации, на которую не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации № 239 от 02.04.2020 при себе необходимо иметь справку или иной документ, подтверждающий законность нахождения на улице.

Если сотрудниками полиции принято решение о задержании гражданина и доставлении его в ОВД для составления протокола об административном правонарушении, необходимо выяснить, по какой причине он считает невозможным составление протокола на месте выявления правонарушения (ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения).

После доставления гражданина в ОВД, оперативный дежурный обязан установить личность гражданина и зарегистрировать факт доставления в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России.

Данные действия являются важными, так как они фиксируют срок административного задержания, который по общему правилу не может превышать 3 часов (п.п. 8, 8.1, 8.2, 8.3 Приказа МВД России от 30.04.2012 № 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан»).

В отношении задержанного лица обязаны составить протокол о доставлении и протокол об административном задержании.

В этих протоколах необходимо зафиксировать замечания, связанные с отсутствием законных оснований для задержания, превышения трехчасового срока задержания, указания сотрудниками неверного времени доставления, а также иные нарушения со стороны сотрудников, допущенные при задержании.

Важным моментом также является указание в протоколе своего несогласия.

После составляется протокол об административном правонарушении. На сотрудниках полиции лежит обязанность разъяснить права лицу, в отношении которого составляется протокол.

К таким правам относится:

  • пользоваться помощью защитника (ст. 25.1 КоАП РФ);
  • излагать свою позицию произошедшего, давать объяснения (ст. 26.3 КоАП РФ);
  • отказаться от дачи любых объяснений (ст. 51 Конституции РФ);
  • ознакомиться с материалами дела (ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ);
  • вносить свои замечания в протокол (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

После составления протокола об административных правонарушениях необходимо внимательно ознакомиться с ним и внести свои замечания.

Соглашаться или не соглашаться в протоколе административного правонарушения это Ваше право, однако, как показывает практика, оспорить в судебном порядке проще протокол, в котором выражено несогласие.

Необходимо получить копию протокола об административных правонарушениях и до тех пор, пока копия не получена, не стоит ставить отметку о ее получении. В случае непредоставления лицу копий протоколов, об этом обязательно следует написать замечание в их оригинал (подобные замечания являются доказательством нарушения права на защиту).

Рассмотрение дел о нарушениях режима домашней самоизоляции относится к подведомственности районных судов.

Окончательное решение о привлечение лица к ответственности и назначении конкретного наказания будет приниматься в суде. Чтобы правильно сформировать позицию в суде рекомендуется обратиться за квалифицированной юридической помощью.

Практика и правильное толкование новых норм кодекса об административных правонарушениях еще не сформирована, в том числе и в связи с тем, что данные нормы во многом имеют «противоречивый» характер по отношению к действующему законодательству Российской Федерации, а также не получено полных разъяснений, касающихся применения норм.

На практике, за нарушения режима самоизоляции сотрудники полиции составляют протокол об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.3 и ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

Статья 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации».

Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей – влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 000 руб. или административный арест на срок до 15 суток.

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в связи с исполнением им служебных обязанностей или воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей — влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 000 руб. или административный арест на срок до 15 суток.

Статья 19.4 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченного в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль».

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 руб.; на должностных лиц — от 2 000 до 4 000 руб.

Легитимность всех вышеперечисленных норм, а также складывающаяся правоприменительная практика — ставится большинством практикующих юристов и адвокатов под сомнения.

Ответственность же по ст. ст. 19.3 и 19.4 наступает только в том случае, если лицо не предприняло каких-либо действий для устранения правонарушения.

В связи с этим, не смотря на принятые неоднозначные, спорные и противоречащие нормы, во избежание привлечения к ответственности, рекомендовано лицу, задержанному за нарушения режима самоизоляции, подчиниться распоряжению или требованию сотрудника полиции, тем самым, обезопасив себя от привлечения к административной ответственности.

Новое в законодательстве

Сводка по НПА, посвященным борьбе с последствиями распространения коронавируса

Комитет Совета Федерации по экономической политике разместил на своей странице раздел с постоянно обновляемой сводкой по нормативным правовым актам, посвященным борьбе с последствиями распространения новой коронавирусной инфекции. По словам главы комитета Андрея Кутепова, сенаторы решили помочь бизнесменам и простым гражданам разобраться в большем количестве нормативных актов, которые буквально каждый день издаются в связи с угрозой распространения инфекции.

Новое в законодательстве

Перенесены сроки уплаты налогов

Итак, ранее в новостях Мы уже предупредили о переносе сроков сдачи отчетности и о том, что некоторые субъекты смогут продлить сроки уплаты по некоторым из налогов.

Анализируя свежее Постановление Правительства от 02.04.2020 № 409, следует также выделить информацию о переносе сроков по уплате налогов для субъектов малого и среднего бизнеса, которые включены в реестр МСП и ведут деятельность в пострадавших отраслях (перечень определяется Правительством РФ).

Сроки уплаты переносятся:

  • на шесть месяцев для налога на прибыль, единого сельскохозяйственного налога и налога по УСН за 2019 год, налогов (авансовых платежей) за март и первый квартал 2020 года (за исключением НДС, НПД и налогов, уплачиваемых налоговыми агентами);
  • на четыре месяца для налогов (авансовых платежей) за апрель – июнь, второй квартал и первое полугодие 2020 года, налога по патенту, срок уплаты которого приходится на второй квартал 2020 года;
  • на три месяца для НДФЛ с доходов индивидуальных предпринимателей за 2019 год.

Также для указанных организаций продлены сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу (в тех регионах, где установлены авансовые платежи):

  • за первый квартал 2020 года – до 30 октября 2020 года включительно;
  • за второй квартал 2020 года – до 30 декабря 2020 года включительно.

Для микропредприятий из пострадавших отраслей продлевается срок уплаты страховых взносов:

  • на шесть месяцев – за март-май 2020 года;
  • на четыре месяца – за июнь-июль и по страховым взносам, исчисленным с суммы дохода более 300 тысяч рублей.

Внимательно ознакомьтесь с перечнем. Еще раз акцентируем внимание, что сроки перенесены не для всех! При этом в пункте 3 Постановления указано, что продление сроков уплаты не влечет продление сроков представления деклараций и расчетов.

Помимо прочего, продлеваются сроки приостановления выездных проверок до конца мая (это касается и проверок в рамках валютного законодательства). Вас также не смогут оштрафовать по статье 126 НК РФ за непредставление документов.

Обратите внимание: приостановлены только выездные проверки. Камеральные проверки проводятся в обычном режиме. Соответственно, могут выставляться требования о представлении пояснений (в рамках положений статьи 88 НК РФ). Ответственность за непредставление таких пояснений предусмотрена ст. 129.1 НК РФ, и по данной статье штрафы будут применяться.