Новое в законодательстве

Введение внешнего управления в иностранных компаниях

На сайте Правительства есть подтверждение одобрения проекта федерального закона «О внешней администрации по управлению организацией», предусматривающий управление деятельностью организацией, которая покидает территорию или совершает бездействие (далее также – законопроект). От ФНС уже поступили предложения передавать в доверительное управление государству акции и доли, которые принадлежат компаниям и лицам из недружественных государств, если речь идет о значимых для экономики предприятиях. ФНС называет в качестве одного из вариантов сохранения активов отсрочку продажи новой компании с торгов.

ЦБ РФ также не остался в стороне и внес свои коррективы в вышеуказанный законопроект, предложив конкретизировать критерии, по которым назначается внешняя администрация (спорный момент использование понятия контролирующего лица и самого признака прекращения деятельности). Также упоминается о необходимости предоставить Банку России право инициировать процедуру внешнего управления в финансовых организациях и определять особенности данной процедуры для поднадзорных ему лиц.

Главное о внешней администрации:

В законопроекте прописано, что в состав внешней администрации для нефинансовых организаций будут вводить представителей госкорпорации ВЭБ.РФ, для финансовых — Агентства по страхованию вкладов.

В обязанности внешней администрации будет входить возобновить/продолжить деятельность организации и предупредить ее банкротство, а также сохранить имущество и рабочие места, погасить долги по зарплате. Члены внешней администрации получат доступ к служебной, коммерческой и банковской тайнам.

Основная задача внешней администрации — создание на базе имеющегося имущества нового предприятия.

Далее акции вновь созданного предприятия выставляют на торги. Покупатель обязан сохранить не менее 2/3 трудового коллектива и не менее года продолжать деятельность этой организации.

Внешняя администрация обязана обратиться в суд с заявлением о принудительной ликвидации организации, если организация имеет признаки банкротства.

Компании, в отношении которых может быть введена внешняя администрация должны отвечать совокупности следующих критериев:

  • иностранное лицо (иностранные лица, даже не аффилированные друг с другом) связано с «недружественными» государствами (утверждены Правительством) и является контролирующим организацию лицом или в совокупности прямо или косвенно владеет не менее 25% голосующих акций организации или долей в уставном капитале организации;
  • балансовая стоимость активов организации по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подаче заявления о назначении внешней администрации, составляет более 1 млрд. рублей, и (или) среднесписочная численность работников за месяц до подачи заявления о назначении внешней администрации превышает 100 человек.

По каким основаниям будет вводится внешняя администрация:

  • Если управление деятельностью организации прекращено контролирующими лицами в нарушение требований законодательства РФ. Внешняя администрация назначается на срок до 3 месяцев.
  • Если контролирующими лицами осуществляются действия, которые могут привести к необоснованному прекращению деятельности, ликвидации или банкротству организации. Внешняя администрация назначается на 6 месяцев. (Например, если после 24.02.2022 г. контролирующие лица публично заявили о прекращении деятельности организации в отсутствие очевидных экономических оснований, расторгли договоры, имеющие существенное значение для осуществления деятельности, направили уведомление о сокращении более одной трети работников).

Кем может быть подано заявление о назначении внешней администрации в суд:

  • ФНС России;
  • членом совета директоров (наблюдательного совета) организации.

Когда судом может быть отказано в назначении внешней администрации:

Если руководитель или участник (акционер) организации, владеющие более чем 50% голосующих акций (долей в уставном капитале) организации, подадут ходатайство об отказе в назначении внешней администрации и обязуются продолжить деятельность в РФ, а также представят доказательства устранения обстоятельств, послужившие основанием для назначения внешней администрации.

Спорные моменты:

  • В законопроекте указано, что отозванные лицензии подлежат восстановлению без оплаты со стороны российской компании, что может противоречить нормам международного права.
  • Неизбежно возникновение вопросов с исключительными правами прежних владельцев.
  • Нет четкого механизма удовлетворения требований кредиторов.
  • Может произойти, что контрагент будет связан с организацией, в отношении которой введена внешняя администрация, и не сможет разорвать с ней отношения.

Положения законопроекта не будут применяться к кредитным, страховым организациям и НПФ (за исключением процедур замещения активов путем выделения, а также процедур продажи акций (долей в уставном капитале) с торгов созданного путем замещения активов хозяйственного общества).

Одобренный комиссией документ теперь должны рассмотреть на общем заседании правительства, а после внести в Госдуму.

Новое в законодательстве

Важная информация от ФНС по имущественным налогам

1. Вопрос об освобождении военнослужащих от имущественных налогов (Информация с официального сайта ФНС России).

Военнослужащие граждане могут быть освобождены от некоторых имущественных налогов. ФНС России на своем сайте ответила на вопросы об уплате налогов военнослужащими:

  • Налог на имущество физлиц. Льготу по этому налогу предоставляют в отношении только одного объекта налогообложения каждого вида, не используемого в предпринимательской деятельности: квартира или комната; жилой дом; помещение или сооружение, указанные в пп. 14 п. 1 ст. 407 НК РФ; хозпостройка, указанная в пп. 15 п. 1 ст. 407 НК РФ; гараж или машино-место. Дополнительные льготы по налогу на имущество физлиц могут быть установлены нормативными актами муниципальных образований.
  • Земельный налог. На федеральном уровне льгот по земельному налогу для военнослужащих нет. Но они могут быть предусмотрены нормативными актами муниципальных образований (законами городов федерального значения).
  • Транспортный налог. Аналогично земельному налогу, на федеральном уровне льгот по транспортному налогу для военнослужащих не предусмотрено, но они могут быть предусмотрены законами субъектов РФ. Поэтому при уплате имущественных налогов военнослужащим нужно обращаться к региональному законодательству.

Также на сайте ФНС есть ответы на вопросы для мобилизованных кредиторов, банкротов и арбитражных управляющих.

2. По налогу на имущество вводится новая форма декларации (Приказ ФНС России от 24.08.2022 № ЕД-7-21/766@ (Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2022 № 70205)).

Утверждается форма и формат представления декларации по налогу на имущество организаций в электронном виде, а также порядок ее заполнения.

Приказ издан в связи с принятием Федеральных законов от 02.07.2021 № 305-ФЗ, от 29.11.2021 № 382-ФЗ, от 28.06.2022 № 225-ФЗ, корректирующих отдельные положения Налогового кодекса РФ.

Обновленная форма налоговой декларации предусматривает следующие основные изменения:

  • добавлен раздел «Сумма налога, исчисленного с применением налогового вычета для СЗПК» для предоставления налогового вычета в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 382.1 НК РФ;
  • раздел «Сумма налога, исчисленного исходя из определения налоговой базы по кадастровой стоимости» будет заполняться только иностранными организациями в отношении недвижимости, налог по которой исчисляется по кадастровой стоимости;
  • реализована возможность применения налоговых льгот для объектов, расположенных в федеральной территории «Сириус»;
  • предусмотрена возможность заполнения декларации в отношении объектов недвижимого имущества организации, утратившей статус налогоплательщика-участника соглашения о защите и поощрении капиталовложений по основанию, предусмотренному пп. 2 п. 3 ст. 25.17 НК РФ.

Хотелось бы отметить, что с 2023 года налогоплательщики-российские организации не включают в декларацию сведения об объектах, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

Photo by Alex D’Alessio

Дайджест

Правовой и налоговый дайджест, сентябрь 2022 года

  • 30.09.2022
  • Ознакомиться с важнейшими изменениями в законодательстве за сентябрь 2022 года Вы можете здесь.

Новое в законодательстве

Обязанность применять повышенный коэффициент

Определение ВС РФ № 305-ЭС22-8615 от 26.08.2022 г. по делу №А40-40762/2021.

Суть спора: По результатам налоговой проверки компании доначислили налог и штраф. Дело в том, что при подсчете транспортного налога компания не применила повышающие коэффициенты для нескольких моделей авто, в том числе Mercedes-Benz и Toyota Landcruiser. Компания не согласилась с таким решением налоговой и обжаловала его в суде.

Первая и апелляционные инстанции в удовлетворении иска отказали. Суды подчеркнули, что спорные модели автомобилей входят в Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. руб., который составил Минпромторг. А это значит, что компания должна была высчитывать налоги на эти авто в соответствии со ст. 362 НК («Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу») и применять коэффициенты.

Организация не согласилась с такими выводами и обжаловала их в кассационную инстанцию.

Мнение суда кассационной инстанции:

  • Суды первых двух инстанций при решении вопроса о начислении налога в отношении конкретных автомобилей заняли неверный подход, согласно которому несмотря на то, что спорная модель автомобиля отсутствует в Перечне, эта модель соответствует позиции, указанной в Перечне под определенным номером, поэтому к данной модели следует применять повышающий коэффициент.
  • Нужно учесть подход, изложенный в постановлении Конституционного Суда РФ № 34-П от 28.11.2017, который гласит, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными.

Налоговый орган подал жалобу в Верховный суд. В Определении Суда отмечено, что марки спорных машин фирмы входят в перечень Минпромторга. Компания должна высчитывать за них налог в соответствии со ст. 362 НК («Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу») и применять коэффициенты.

Итог: ВС РФ отменил решение кассационного суда и оставил в силе решения первой и апелляционной инстанций.

Автор фото: Oliur

Новое в законодательстве

Налоговые льготы

Сергей Собянин подписал постановление о присвоении проекту по созданию индустриального парка «Руднево» статуса инвестиционного приоритетного проекта (ИПП).

Что это означает:

  • Ставка налога на прибыль, зачисляемого в городской бюджет, составит 13,5% вместо стандартных 17, ставка налога на имущество обнулится, а земельный налог будет снижен до 0,7% от начисленного.
  • Резиденты освобождаются от уплаты имущественного, транспортного, земельного налогов, таможенных пошлин, могут получить льготы по аренде и выкупу земли. Ставка налога на прибыль для них составляет всего 2%.

В настоящий момент объем заявок на размещение производства в индустриальном парке «Руднево» превысил 80% будущих площадей.

«Получая такой пакет льгот, частное предприятие-резидент индустриального парка имеет неплохие возможности для дальнейшего развития, благодаря существенной экономии средств», – заявил президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов.

Дайджест

Правовой и налоговый дайджест, август 2022 года

  • 31.08.2022
  • Ознакомиться с важнейшими изменениями в законодательстве за август 2022 года Вы можете здесь.